За баранкой автобуса миловидная улыбчивая Ирина Дамирова смотрится настоящей амазонкой. Включая зажигание, отнюдь не робко поглядывает она в салон: все пассажиры сели?
Пока роль пассажиров выполняют ее коллеги по курсам переподготовки водителей. Тоже молодые женщины. Всего их одиннадцать. Чуть более месяца назад они пришли в учебный комбинат петербургского государственного предприятия "Пассажиравтотранс", чтобы освоить профессию водителей автобусов. Впервые в северной столице прекрасная половина человечества призвана на чисто мужскую, как считается, работу.
- Ездить я не боюсь, - говорит Дамирова. - Три года отработала кондуктором в таком же вот автобусе. Так что очень хорошо представляю, кого буду возить. Есть у меня и водительский опыт. Права на вождение собственной "шестерки" получила несколько лет назад.
Это было главным требованием при поступлении на курсы переподготовки: водительский стаж, а также отличное здоровье. Те же требования, что и к водителям-мужчинам.
Татьяна Демидова пришла в учебный комбинат позже всех. Признается, сомневалась в своем выборе. Сомнения заронили в ней муж Александр, по профессии водитель, и 15-летний сын Алексей.
- Муж сразу сказал, что боится за меня. Приводил разные доводы, чтобы отговорить. Среди них - необходимость иногда самостоятельно ремонтировать что-то в машине. Я, однако, настояла на своем. В автопарке, где предстоит работать, мне сразу сказали: о сервисе не беспокойся, всегда поможем, если вдруг что случится. В моем присутствии мужчины-водители галантны и вежливы. И уши не приходится затыкать, не выражаются.
Губернатор Валентина Матвиенко, узнав о почине "Пассажиравтотранса", предположила, что милые дамы будут очень неплохо смотреться на маршрутах, пролегающих, например, через Невский проспект. Где всегда много гостей - из других российских городов и иностранных. Возможно, им даже сошьют специальную форму. Ну а о маникюре и прическе дамы не забудут.
Не от хорошей жизни пришлось руководителям общественного транспорта Петербурга обращаться за помощью к женщинам. Водителей не хватает: частные транспортные компании переманили. Поначалу водителям будут платить не более 15 тысяч рублей. А со временем - до 27 000 рублей. Это чуть выше средней на сегодня зарплаты по городу.
Учебный маршрут водителей-дам пролегает по непростому в транспортном отношении району. Дороги - большие и малые - с утра до ночи забиты здесь транспортом. Район рабочий, много заводов, а часть дорог закрыта на ремонт. Я с тревогой наблюдаю, как Ирина Дамирова, а потом меняющие друг друга Татьяна Гарлык, Вика Антонова, Татьяна Демидова выруливают из пробок на набережную Невы, где на предельной для этой части города скорости несутся иномарки. С набережной - снова на свой Полюстровский проспект, с его трейлерами и "КамАЗами".
Один из "КамАЗов" вдруг подрезает наш автобус у светофора. Я ахнула. Обошлось без ЧП. Сидевшая в тот момент за баранкой Демидова в последний момент успела сманеврировать.
- Есть такие водители среди мужчин, кто нас, женщин, категорически в этой роли не приемлет, - говорит Татьяна. - И всячески стараются, извините, нагадить нам. Я отношусь к ним с сочувствием.
Она улыбнулась. Девчонки в салоне засмеялись. И мы поехали дальше.