Надо сказать, в коллекцию Третьяковки очень удачно вписались наброски к ее хрестоматийным холстам — картине Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху», «Бурлакам» Ильи Репина, «Распятию» Николая Ге. Знаковое для ГТГ полотно «Демон поверженный» Михаила Врубеля словно отразилось в эскизе к нему. Зеркалом, только уже для литературных произведений, стали акварели Петра Соколова к «Капитанской дочке» Пушкина, рисунки Репина, Шишкина, Врубеля на сюжеты Лермонтова и Серова — к басням Крылова.
Из Серебряного века родом шедевры русского модерна — такие, как «Сон божества» Виктора Борисова-Мусатова (эскизы неосуществленной росписи особняка Дерожинской), работы участников групп «Мир искусства», «Голубая роза». А визитной карточкой выставки избран «Автопортрет с семьей» Георгия Нарбута — прославленная работа в технике силуэта.
Финальный торжественный аккорд — зал, где впервые за столетие воссоединились рисунки-«собратья», созданные как ансамбль, а ныне поделенные между ГМИИ и Третьяковкой: парные акварели Константина Сомова «Как одевались в старину» и «Как одеваются теперь», пастель Ивана Шишкина «На Севере диком:» и этюд к ней, пейзажи «Перекресток философов» и «Фантазия на версальскую тему» Александра Бенуа...