Поскреби Пушкинский - увидишь Третьяковку

Сокровища из главного московского собрания зарубежного искусства попали в главное столичное хранилище отечественных художественных ценностей

100-летнему Государственному музею изобразительного искусства имени Пушкина (ГМИИ) тесно на Волхонке, и одну из своих юбилейных выставок он развернул в Третьяковской галерее. Сокровища из главного московского собрания зарубежного искусства попали в главное столичное хранилище отечественных художественных ценностей неслучайно: Пушкинский обладает замечательной коллекцией графики русских авторов, которую обычно не имеет возможности выставлять, а вот теперь представил малую, но лучшую часть — 200 рисунков и акварелей второй половины XIX — начала XX века. Русские шедевры попали в ГМИИ в ходе национализации как покупки или дары. Сейчас в Третьяковку присланы рисунки из столь знатных коллекций рубежа XIX-XX веков, как собрания князя Щербатова, Мусина-Пушкина, купцов Кузьмы Солдатенкова, Свешникова, Баснина. Рядом — возвращенное из-за рубежа наследие Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова.

Надо сказать, в коллекцию Третьяковки очень удачно вписались наброски к ее хрестоматийным холстам — картине Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху», «Бурлакам» Ильи Репина, «Распятию» Николая Ге. Знаковое для ГТГ полотно «Демон поверженный» Михаила Врубеля словно отразилось в эскизе к нему. Зеркалом, только уже для литературных произведений, стали акварели Петра Соколова к «Капитанской дочке» Пушкина, рисунки Репина, Шишкина, Врубеля на сюжеты Лермонтова и Серова — к басням Крылова.

Из Серебряного века родом шедевры русского модерна — такие, как «Сон божества» Виктора Борисова-Мусатова (эскизы неосуществленной росписи особняка Дерожинской), работы участников групп «Мир искусства», «Голубая роза». А визитной карточкой выставки избран «Автопортрет с семьей» Георгия Нарбута — прославленная работа в технике силуэта.

Финальный торжественный аккорд — зал, где впервые за столетие воссоединились рисунки-«собратья», созданные как ансамбль, а ныне поделенные между ГМИИ и Третьяковкой: парные акварели Константина Сомова «Как одевались в старину» и «Как одеваются теперь», пастель Ивана Шишкина «На Севере диком:» и этюд к ней, пейзажи «Перекресток философов» и «Фантазия на версальскую тему» Александра Бенуа...