После поездки Владимира Путина в Милан, где российскому президенту лидеры ЕС во главе с фрау Меркель постарались устроить жесткую «проработку», с новой силой зазвучали голоса: а стоит ли вообще нашему лидеру встречаться с этой группой товарищей, если видимых результатов от таких разговоров ноль, а за державу обидно?
Так вот, в Милан Путину стоило ехать хотя бы для того, чтобы в очередной раз, глядя в глаза собеседникам, озвучить важные тезисы, касающиеся наших отношений с Украиной. Ведь обычно тот же господин Порошенко очень вольно перекладывает на мову и английский содержание двусторонних бесед, а тут Владимир Путин ясно и четко заявил всем участникам процесса: Москва больше не будет поставлять Киеву газ без оплаты — мы и без того слишком долго помогали соседней стране, потратив на это серьезные суммы. Теперь пришла очередь раскошелиться тем, кто заварил кашу на Майдане и превратил некогда вполне благополучную Украину в зону бедствия.
Понятно, что платить никому не хочется. Но придется, поскольку сама Украина даже не скрывает, что будет «использовать» (читай — воровать) газ из тех объемов, которые прокачиваются через нее для потребителей в Евросоюзе. Все, что может сделать Россия в этой ситуации, — это снизить цену на газ до 385 долларов за тысячу кубов. На этом аттракцион щедрости заканчивается.
К тому же Владимир Путин несколько раз повторил слово «Новороссия» — и тем самым дал понять, что мятежные регионы юго-востока обретают некую субъектность, с которой Киеву и западным партнерам хочешь не хочешь, а придется считаться.
И вот словно в дополнение к путинскому выступлению в Милане вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров очень кстати прочитал лекцию для активистов «Единой России» в рамках проекта «Гражданский университет». Старый добрый жанр «лекция о международном положении» пригодился и обрел новый размах, ибо выступление министра явно было рассчитано на более обстоятельную аудиторию. Сергей Викторович, доходчиво объясняя единороссам, что на самом деле происходит в мире и как на это будет реагировать Россия, обращался и к коллегам по цеху — дипломатам и политикам мирового сообщества.
Главный посыл лавровского выступления: наши отношения с США достигли нижней точки, некоего дна, то есть хуже уже не придумать. Дальше — то, о чем никому в мире не хочется думать всерьез: углубление политической конфронтации, и даже военной. Это все, возможно, надолго, однако Россия из сложившейся ситуации трагедии не делает, поскольку не она заварила эту кашу, а именно американцы сделали все, чтобы разрушить отношения между РФ и ЕС, используя для этого Украину в качестве раздражителя. Нам же остается действовать согласно сложившейся реальности. Таково послание министра, «лавровый лист» в кашу, которую заварили американцы, а расхлебывать приходится всем миром.
К тому же Лавров напомнил: сегодня в мире очень много проблем, решить которые можно только с помощью России. Однако вместо того, чтобы развивать союзнические отношения, Запад сознательно их разрушает, пытаясь разговаривать с нами языком санкций и ультиматумов. Он напомнил о тех очагах нестабильности, которые возникли благодаря действиям США. «Практика показывает, — напомнил глава МИДа, — что где бы американцы ни вмешивались, там наступает разруха и хаос».
Проблема в том, что Штаты, по мнению Лаврова, чересчур увлеклись своей мессианской ролью в мире, не заметив, что этот мир переживает период смены эпох. «Стало очевидно, что либерально-капиталистическая модель развития не является универсальной, — заметил министр. — И современный этап международных отношений характеризуется конкуренцией, причем не только в экономике и финансах, но конкуренцией ценностных ориентиров и моделей развития». И в этой конкуренции Америка начинает все больше проигрывать.
А в мире тем временем идут любопытные процессы — появляются новые центры экономической, финансовой мощи и политического влияния. Остановить эти процессы США уже не в силах, отсюда нервозность и грубость в действиях страны, когда-то взявшей на себя роль оплота мира и демократии.
Кстати, умные люди в США тоже чувствуют ветер перемен. Накануне выступления Лаврова из уст нашего заклятого друга Збигнева Бжезинского прозвучала многозначительная фраза: «Запад не собирается бороться за Украину. Он довольно четко дает понять, что ему не все равно. Но не ожидайте, что Запад будет бороться за вас. Это главное, что вы должны понять». Интересно, о чем это старик Збигнев? Только ли о плате за российский газ или о чем-то большем?
Эхо
В статье под заголовком «Марафон, чтобы заставить Путина уступить» итальянская La Stampa отмечает жесткую тональность западных переговорщиков по отношению к России. «Переговоры с канцлером Меркель длились два с половиной часа и характеризовались многочисленными разногласиями... Завтрак, куда Путин был приглашен премьером Маттео Ренци вместе с Меркель, Олландом, Кэмероном и еврочиновниками Баррозу и Ван Ромпеем, прошел в напряженной атмосфере...» Корреспонденты The Wall Street Journal, присутствовавшие на саммите, тоже были поражены лобовым столкновением Германии и России. «Ангела Меркель вступила в перепалку из-за Украины с российским президентом в присутствии других мировых лидеров, в то время как самые дипломатические усилия нескольких месяцев, направленные на деэскалацию в регионе, завершились с минимальными признаками прогресса... Результатами переговоров стало осторожное продвижение в разрешении газового конфликта, из-за которого запасы Киева начали иссякать на пороге зимы».