Опрос Левада-Центра засвидетельствовал: 41% россиян уверены в том, что высшие чиновники лгут, описывая текущее положение дел в экономике, здравоохранении, пенсионном обеспечении, борьбе с преступностью и других важнейших сферах управления. А 56% из нас подозревают даже, что всей правды чиновники не говорят и самому президенту. Отчего же такое недоверие к государевым людям?
То, что народ чиновникам не доверяет и откровенно их не любит, не новость. Вспомним обсуждения на форумах ряда событий в нашей общественной жизни: от памятной переписки вице-премьера Ольги Голодец с раковым больным Антоном Бусловым, ныне покойным, до комментариев по поводу УДО экс-чиновницы «Оборонсервиса» Евгении Васильевой.
Или дискуссию по такому малозначительному вроде бы факту, как стоимость питания председателя Совфеда Валентины Матвиенко. Подумаешь, кушает Валентина Ивановна на 5 тысяч рублей в день! Но ведь параллельно по РЕН ТВ прошел репортаж о том, как «дорогие наши» старики, призреваемые государством в типичной российской богадельне, питаются тем временем на 30 рублей в день: чай с хлебом и сахаром или чай с хлебом без сахара. Ну и откуда ей взяться-то, народной симпатии к чиновничеству как к классу?
И вот новый сюжетец: Владимир Якунин ушел из РЖД. Причем не на заслуженный отдых, нет. Государство, как выясняется, ждет от него новых свершений, и не где-нибудь, а в высшей лиге законотворчества — в Совете Федерации. Будто и без Владимира Ивановича это учреждение не смахивает на лежбище холеных котиков. И опять в параллель в информпространстве возникла свежая цифра в 190 млрд рублей государственных средств, неэффективно использованных РЖД под его чутким руководством.
Если Счетная палата, обнародовавшая эту цифру, не врет, то как можно вести речь о высоком мандате, дающем, кстати, и право на парламентскую неприкосновенность? А если это неправда, то где немедленные, по горячим следам, разъяснения общественности экс-руководителя РЖД, ведь речь-то идет о его деятельности и его репутации...
Хотя, боюсь, вопросы у общественности только этой цифрой не ограничатся. Тут можно было бы спросить, например, и про освоение РЖД олимпийского бюджета в 266 млрд рублей на строительство дороги Адлер — Красная Поляна. Чтобы наскрести эти самые миллиарды на дорогу длиной всего-то 48 км и стоимостью 200 млн долларов за километр, в стране великой был введен дополнительный железнодорожный тариф.
Как и многие сограждане, я готова была бы закрыть глаза на все эти несуразные цифры, но только при условии, что ведомство, управляемое господином Якуниным, хоть каким-то макаром пыталось бы сделать мою жизнь в железнодорожной сфере лучше и веселее. Но ведь это лишь благодаря личному вмешательству президента Владимира Путина год назад у нас с вами привычные электрички не отобрали. Их же уже во множестве регионов отменили было, а президент заступился, велел вернуть. А вот цена билетов, правда, все растет да растет...
Но об этом, похоже, ВВП не докладывают — да мало ли у него и без того огорчений? Зато борьба с железнодорожными «зайцами» поставлена в РЖД отменно, этого не отнять: по каждой электричке из конца в конец ходят неустанным дозором фирменные контролеры. Они входят в вагон вчетвером: двое отсекают выходы, двое проверяют обилеченность. А голос из поездного матюгальника попутно напоминает тебе в оба уха, что гражданину за выписанный штраф следует непременно требовать квитанцию — стало быть, не сильно они там верят в добропорядочность и своих-то сотрудников, что уж с нас, грешных, взять? И не надо быть социологом, чтобы не заметить радикальной эволюции полка безбилетников: если раньше из вагона в вагон скакали от контролеров в основном развеселая ребятня да неимущие гастарбайтеры, то теперь там уже и пенсионеры, седовласые дедки и бабульки с одышкой, так и не заработавшие от родной страны поблажек на такие дорогостоящие теперь путешествия к своим шести соткам.
А вот веселее стало точно. Каждую секунду в вагон входят коробейники и хорошо поставленными голосами, а то и в мегафон предлагают кто фартуки и непромокаемые плащи, кто светодиодные фонарики, набор секачей, особой прочности клей или чудо-шланг садовода. И все это, понятное дело, исключительно «по привлекательной цене». На них, к слову, и контролеров нет — зачем, когда так слаженно работает железнодорожная опричнина? А кто миновал ее, не спеши торжествовать: не приложив билет со штрихкодом к электронному глазу станционного турникета, выйти на свободу шансов нет. У Владимира Ивановича все было под контролем. И, видимо, будет.