В разгар экономического кризиса глава правительства подписал очень важный документ под названием «Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий». Как говорится в преамбуле, Концепция призвана «способствовать развитию партнерского взаимодействия государства и гражданского общества, укреплению межпоколенческих связей, преемственности культурного опыта, патриотическому воспитанию молодежи».
Далее в документе подробно рассказывается о том, какие безобразия творились во времена СССР и почему Россия не сможет стать современным динамичным государством до тех пор, пока еще раз не покается за все преступления советской власти. И каяться предлагается аж до 2020 года (именно на этот срок намечена программа).
На первом ее этапе (2015-2016 годы) внимание будет уделено созданию музеев и экспозиций по увековечиванию памяти жертв репрессий, разработке методических материалов и пособий, организации конференций и семинаров.
На втором этапе силы будут брошены на кампанию, посвященную двум датам: 100-летие революции и 80-летие событий 1937 года. Еще одна волна борьбы с культом личности.
В Концепции уверенно говорится о том, что ее реализация позволит укрепить единство культурного пространства страны, увеличить доступность для населения услуг по архивному и музейному направлениям, повысить конкурентоспособность молодых специалистов в области музееведения и даже достичь экономического эффекта.
Не знаю, как вас, а меня терзают смутные сомнения и насчет «укрепления единства страны», и уж тем более насчет «экономического эффекта». Десталинизация и борьба с культом личности идут уже 60 лет с переменным успехом. И пора бы подметить одну несложную закономерность: «отца народов» граждане начинают возносить на пьедестал, только когда жить становится совсем невмоготу. Вот тогда они запевают и про то, что «было время — и цены снижались», и про суровую, но справедливую руку, карающую казнокрадов и прочих вредителей.
В нормальной, правильно и справедливо устроенной жизни мало кому придет в голову тосковать по усатому лику, тем более приляпывать этот портрет на ветровое стекло автомобиля. Что касается других советских символов, то недавний опрос ВЦИОМа выяснил: положительно к этой символике относятся 73% граждан, отрицательно — только 11%.
Вот почему вместо борьбы с историческими скелетами в шкафу нашему правительству стоило бы больше беспокоиться о ситуации в экономике. А то при нынешних-то успехах Сталина снова в Мавзолей понесут...
Кстати, в наше время, когда каждый рубль должен быть на счету, хотелось бы подробнее узнать про стоимость предложенной госпрограммы. Но об этом в документе скромно умалчивается. Тогда напомним, что на госпрограмму «Юстиция» с очень размытыми целями и показателями предполагается потратить до 2020 года 2 378 553 556,7 рубля (даже страшно вслух произносить эту цифру!).
Слово эксперту
Максим Калашников, политолог
— По-моему, мы имеем дело с типичной информационно-отвлекающей операцией. В данном случае — от развивающегося кризиса. Этот метод раздувания незначительных, но острых тем был описан еще классиком советской политтехнологии Акопом Назаретяном. Он приводит пример, когда в Турции разгром толпой штаб-квартиры компартии удалось предотвратить оригинальным способом: мимо толпы прошли две девушки в мини-юбках, за которыми устремились улюлюкающие погромщики. По сути, очередная «концепция» — такая же мини-юбка... Можно не сомневаться и в том, что бюджеты под это дело будут освоены с успехом.