В среду, 16 августа, «Роснефть» сообщила о завершении выплаты итоговых дивидендов по результатам 2022 года. Их размер составил 17,97 рубля за ценную бумагу. Дивиденды были перечислены держателям 99,98% акций нефтяной компании, таким образом общая сумма выплат составила 190,4 млрд рублей.
Учитывая выплату промежуточных дивидендов из прибыли за первое полугодие 2022-го, суммарный дивиденд «Роснефти» на акцию за 2022 год составил 38,36 рубля, а общая сумма средств на выплату — 406,5 млрд рублей. Это соответствует 50% чистой прибыли по стандартам МСФО за 2022 год, относящейся к акционерам «Роснефти». Компания выплачивает дивиденды дважды в год, направляя на эти цели 50% от чистой прибыли компании по МСФО.
По итогам 2022 года чистая прибыль нефтяного гиганта достигла 813 млрд рублей. Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее заявлял, что подобный финансовый результат служит фундаментом для продолжения стабильных выплат акционерам.
Перспективы роста
«Роснефть» в очередной раз продемонстрировала своим акционерам, что даже в условиях сильнейшего внешнего давления способна не только сохранять экономическую устойчивость и показывать стабильные финансовые результаты, но и неукоснительно выполнять обязательства перед своими акционерами. Величина суммарных дивидендов за 2022 год стала второй по размеру в истории «Роснефти».
При этом стоит отметить, что крупнейшим акционером крупнейшей нефтяной компании является Российская Федерация. Таким образом, больший объем дивидендов, выплачиваемых «Роснефтью», идет в бюджет страны.
Не все крупные российские компании так заботятся о своих акционерах. Яркий пример — «Газпром», который отказался от выплат финальных дивидендов за 2022 год и ограничился только промежуточными дивидендами. От выплат финальных дивидендов по итогам 2022 года также отказались ВТБ, «Россети», «Атомэнергопром», «Алроса», а также все крупные металлургические компании («Северсталь», «Русал», «Норникель», НЛМК, ММК, ТМК, «Мечел»), которые при этом имеют одну из самых низких налоговых нагрузок на российском рынке.
По мнению аналитиков, выплаты «Роснефти» в бюджет будут только расти. «Роснефть» является крупнейшим налогоплательщиком страны. Я думаю, что в этом году бюджет получит еще больше денег от «Роснефти», потому что прибыль компании растет. «Роснефть» успешно решает логистические проблемы. Уже сейчас она является крупным экспортером нефти в Азию, прежде всего в Китай«, — заметил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
На этом фоне неудивительно, что за последние два года общее число акционеров «Роснефти» выросло почти в 4,5 раза, и, по данным компании, на конец первого полугодия их общее количество достигло почти 900 тысяч человек.
При этом подобный интерес к акциям «Роснефти» отражается на биржевых котировках. Только с сентября 2022 года ценные бумаги компании подскочили в цене на Московской бирже более чем в 2 раза, став одними из самых быстрорастущих на российском фондовом рынке.
На рынке высоко оценивают дальнейшие перспективы роста котировок «Роснефти». Например, банк «Ренессанс Капитал», который в майском отчете озвучил свои ожидания от стоимости акций крупнейшей нефтяной компании на уровне 640 рублей за бумагу. Кстати, в тот период ценные бумаги «Роснефти» находились на уровне 430-440 рублей, сегодня же — уже 540 рублей.
Аналитики BCS Global Markets прогнозируют стоимость бумаг «Роснефти» на уровне 610 рублей.
В своем июньском отчете на фоне публикации сильных финансовых и производственных результатов компании за первый квартал Sber CIB (корпоративно-инвестиционный блок «Сбера») назвал «Роснефть» единственной компанией в российском нефтегазовом секторе, которой удастся избежать снижения EBITDA и увеличить чистую прибыль в 2023 году. По мнению аналитиков организации, по итогам 2023 года «Роснефть» может выплатить дивиденды в размере 52 рублей на акцию.
«Те, кто вложился в акции «Роснефти» в сентябре 2022 года, да и вообще в течение всего прошлого года, получили двойную прибыль. Во-первых, цена этих акций выросла, как я уже говорил, в 2 раза, во-вторых, они получили дивиденды в размере приблизительно 9% годовых за год. И, более того, по итогам этого года аналитики говорят о том, что дивиденды по акциям будут еще выше, они могут составить до 12% годовых, а цена акций возрастет, ну если не в 2, то в 1,5 раза точно», — рассказал доктор экономических наук, авторитетный эксперт Никита Кричевский.
Блестящие перспективы акций «Роснефти» многие аналитики связывают с низкими удельными затратами на добычу, а также перспективными добычными проектами, среди которых флагманский «Восток Ойл».
Высокая эффективность добывающих активов позволяет компании на протяжении многих лет удерживать затраты на добычу углеводородов на уровне значительно ниже среднеотраслевых показателей. На конец марта показатель составляет менее 3 долларов за барр. н. э. У добывающих компаний Персидского залива показатель находится на уровне 3 долларов за барр. н. э., у французской TotalEnergies — 5,5 доллара за барр. н. э., у британской BP — 6,1 доллара за барр. н. э., у норвежской Equinor — 6,5 доллара за барр. н. э., у бразильской Petrobras — 7,5 доллара за барр. н. э.
«Роснефть» продолжает активную реализацию проекта «Восток Ойл». По оценкам экспертов, его совокупная ресурсная база составляет 6,5 млрд тонн высококачественной низкосернистой нефти (содержание серы — менее 0,05%) с показателем плотности на уровне 40 (по шкале API).
Фискальная нагрузка
Однако в отрасли в целом есть проблемы. По расчетам экспертов, налоговая нагрузка на нефтянку сегодня является одной из самых высоких в российской экономике и составляет 78%. При этом в налоговое законодательство страны постоянно вносятся изменения, увеличивающие нагрузку на компании отрасли.
В прошлую пятницу, 11 августа, стало известно, что Центральный банк России считает возможным в очередной раз увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль — для сохранения бюджетного правила и перехода к постепенному накоплению средств в ФНБ.
По мнению доцента Финансового университета РФ, эксперта аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерия Андрианова, усиление налогового пресса для нефтяников — это уже набившая оскомину банальность. «В результате принятых только в июле 2023 года изменений (сокращение на 50% размера топливного демпфера и рост нагрузки на нефтедобычу) общая сумма изъятий из отрасли за 2023-2026 годы составит 1 трлн рублей», — отметил он.
Причем помимо тяжести налоговой нагрузки инвестиционный процесс в отрасли тормозится в силу абсолютной непредсказуемости фискальной системы, считает Андрианов. Так, в период с 2020 по 2023 год в российское налоговое законодательство было внесено 26 изменений ключевых параметров, приводящих к увеличению фискального давления на отрасль.
В такой ситуации нефтяным предприятиям практически невозможно планировать свои инвестиции и развивать проекты, так как в любой момент и так высокая фискальная нагрузка отрасли может быть увеличена.
При этом показатель налоговой нагрузки в нефтянке кратно превосходит налоговую нагрузку в других отраслях экономики.
«Не раз уже было сказано, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль самая высокая в России — 78% по итогам 2022 года. В газовой отрасли она составляет 69%. Налоговая пропорция по другим отраслям выглядит так: минеральные удобрения — 26%, уголь — 29%, банки — 29%, электроэнергетика — 42%, горнорудная металлургия — 46%, «Транснефть» — 46%, связь и интернет — 48%, алмазы и драгметаллы — 49%», — подсчитал доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков.
Компании вышеуказанных отраслей по итогам 2022 года с учетом более низкого уровня нагрузки сформировали значительный объем сверхприбыли, которая может быть источником формирования дополнительных доходов бюджета при доведении до уровня налоговой нагрузки, аналогичного нефтяной отрасли, считают аналитики.
«Для понимания ситуации, если довести налоги в стране до уровня нефтянки (78%), то только банковская сфера за прошлый год принесла бы в бюджет дополнительно 1,7 трлн рублей, — отметил Крутаков. — Горнорудная металлургия, минеральные удобрения и угольная отрасль — суммарно около 1,62 трлн рублей; электроэнергетика и трубопроводная деятельность — примерно 500 млрд рублей; алмазы, услуги связи и интернета — около 150 млрд рублей. Совокупно — 4 трлн рублей в год».
По мнению Валерия Андрианова, в нашей стране много говорят о необходимости увеличения ненефтегазовых доходов бюджета. «Однако не очень понятно, что мешает сделать это на практике, — доходы есть, осталось протянуть руку и взять. Конечно, «счастья» у упомянутых отраслей поубавилось бы, но зато и справедливость была бы восстановлена, и угрозы дефицита федерального бюджета больше бы не возникало. Но Минфин по-прежнему предпочитает «выжимать» нефтяников», — справедливо отмечает эксперт.
По его мнению, стало уже очевидно, что России необходимо комплексное изменение системы налогообложения в высокодоходных отраслях промышленности путем выравнивания налоговой нагрузки. «Только таким путем можно обеспечить эффективность использования бюджетных средств, справедливость распределения субсидий в экономике и в итоге снизить (или полностью ликвидировать) дефицит федерального бюджета», — подытожил Андрианов.