Газета «Труд», Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум представляют десятый — майский — выпуск ежемесячного Рейтинга социальной ответственности российских компаний.
Лидерами рейтинга социальной ответственности вновь признаны «Газпром» (1) и «ЛУКОЙЛ» (2). Масштабы работы государственной газовой и частной нефтяной компании таковы, что даже в отсутствие актуальных социальных программ их вклад в социальное развитие страны велик.
Первая десятка компаний майского исследования осталась практически неизменной по сравнению с прошлым месяцем. Новолипецкий металлургический комбинат (3) по достоинству занимает место в первой тройке лидеров. Комбинат первым среди российских сталелитейных компаний смог выйти на новый уровень технологий по очистке сточных вод, применяемых в производстве. «Норильский никель» (4) уверенно держится в пятерке компаний с наиболее высокой социальной ответственностью.
Стабилен рейтинг государственных компаний «Роснефть» (5) и «Транснефть» (6). Авторитетными экспертами «Транснефть» признана крупнейшим инвестором в области высшего образования и крупнейшим молодежным работодателем.
Сохранили свои позиции в первой десятке «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (7), концерн «Энергоатом» (8) и «Российские железные дороги» (9). Единственным новичком в этом разделе стала пивоваренная компания «Балтика» (9), которая в
Экология как приоритет
В разделе «Сильная социальная ответственность»
Наряду с нефтяниками высокий уровень рейтинга характерен и для нескольких несырьевых компаний. Эксперты традиционно выделяют такие компании, как «Форд Мотор Компани» (15), «
Банком с наиболее сильной социальной ответственностью вновь признан ВТБ (12). Крепкие позиции и у Газпромбанка (17). В работе с населением у банка за последние месяцы сильно активизировалась работа в направлении автокредитования.
Банки: на снижение
Раздел «Средняя социальная ответственность»
Единственный раз за время исследования
«Ашан» (47) и «МЕТРО Кэш энд Керри» (46) после продолжительного нахождения в числе аутсайдеров закрепляются в середняках. Владелец аналогичных сетей розничной продажи продуктов питания «Х5 Ритейл Групп» (42) также сумел сохранить достигнутый рейтинг
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук;
Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Наш способ
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В июне 2010 года в нем приняли участие 28 экспертов: представители
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Список экспертов
Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей,