Итак, по инициативе руководства фракции «Единой России» Госдума лишила депутата Вячеслава Лысакова поста первого заместителя председателя думского комитета по государственному строительству и законодательству. Решение не сиюминутное и знаковое.
Лысаков, хоть и входит в состав фракции «ЕР» в парламенте, но членом партии не является. Он пришел в большую политику «с улицы», на волне массовых протестов 2010-2011 годов и стал сооснователем Общероссийского народного фронта. А ранее стал известен как лидер межрегионального движения автомобилистов «Свобода выбора» и организатор массовых протестов против запрета машин с правым рулем. Остается (пока?) сопредседателем Московского отделения ОНФ.
Чтобы под напором народного недовольства 2011 года не дать сформироваться самостоятельной политической силе, наверху было решено продвигать в Госдуму представителей ОНФ по спискам «Единой России». Так Лысаков в 2011-м впервые стал депутатом ГД в составе фракции единороссов и был назначен первым зампредом комитета по госстроительству и законодательству ГД. В 2016-м был избран по одномандатному округу от Кунцевского района Москвы, формально от «ЕР».
В отличие от некоторых коллег по фракции, работа Лысакова в Госдуме отмечена высокой эффективностью, а также и независимостью. Он автор и соавтор почти 60 ключевых законов. Среди которых такие, как 102-й ФЗ, вводящий запрет иметь счета в иностранных банках чиновникам, или 206-й ФЗ, повышающий порог задолженности гражданина по штрафам, при котором вводится запрет на выезд за рубеж, с 500 до 10 тысяч рублей. Депутат всегда защищает права граждан, учитывая при этом интересы страны и государства. Мало кто помнит, что возможностью оплачивать административные штрафы со скидкой 50% мы обязаны именно депутату Лысакову. Его авторству принадлежит поправка, освобождающая от штрафа за превышение на 20 км лимита скорости на дороге. Он пробил запрет снятия номеров с машин и отмену административного ареста при неуплате штрафа. Его законом введена уголовная ответственность за повторное управление при алкогольном опьянении и за кражу автономеров.
Лысаков стремился препятствовать принятию «по первому писку» правительства или лоббистов антинародных, вредных для страны законов. Во многом благодаря его принципиальной позиции отбиваются многочисленные ведомственные попытки отменить тот самый скоростной зазор в 20 км/ч. Позиция Лысакова проста: прежде чем ужесточать штрафы за скоростной режим, необходимо провести проверку состояния дорог, оправданности скоростного режима на них и знаков ограничения скорости. В последнее время Лысаков пытался корректировать наиболее безумные прожекты реформы ОСАГО и такси.
Так с чем же связана нынешняя немилость руководства единороссов? На сайте ГД об этом ни строчки. Зато в публичном пространстве уже развернута травля депутата Лысакова, «компромат» льется как из ведра. Руководитель фракции Сергей Неверов не скрывает, что Лысаков лишен поста за инакомыслие, за то, что имеет свое мнение, за позицию и высказывания. Еще говорится о «хамстве» Лысакова по отношению к однопартийцам. Хотя ничего такого в речах и делах Лысакова нет и не было. Он крайне выдержанный, обходительный человек и политик, всегда предъявляющий аргументы и ищущий компромиссы.
Как рассказал «Труду» сам Лысаков, он связывает недовольство фракции с его активностью в Telegram-канале «ДУМАем», который депутат начал вести в апреле этого года. Сейчас количество подписчиков в нем выросло до 4 тысяч, а охват, по словам Лысакова, достигает 40-60 тысяч человек в день, или до 2 млн в месяц. «Вот эта трибуна, видимо, вызвала недовольство фракции, — рассуждает Лысаков. — Это моя независимая и критичная позиция по многим вопросам, которую я озвучиваю свободно. Немало критики в моем Telegram-канале я посвящаю Москве».
В частности, Лысаков заявил о незаконности штрафов за проезд без пропусков, введенных указами мэра Москвы в период весеннего обострения пандемии. «Московская власть на время пандемии полностью игнорировала федеральные законы в части административного законодательства, — прокомментировал ситуацию «Труду» Лысаков. — Позиция Верховного суда РФ также была публично проигнорирована. Москва грубо нарушила принципы работы с персональной информацией, в том числе закон «О персональных данных», а также подзаконные акты ФСБ. Вынесла тысячи штрафов автомобилистам по 4-5 тысяч рублей, и эти штрафы незаконны. Сейчас под благовидными предлогами эти штрафы начинают срочно отменять...»
Еще депутат критиковал поправки к Конституции, а также написал, что у председателя партии Дмитрия Медведева без постоянных упоминаний в СМИ «начинается ломка». Как видим, двух весьма авторитетных недоброжелателей Лысаков уже п-риобрел, не считая коллег по партии, с готовностью голосующих за спускаемые из правительства законопроекты. При этом Лысаков умудрялся поддерживать нормальные отношения с членами фракции и депутатами других партий. Но, видимо, «ЕР» окончательно взяла курс на завинчивание гаек и такие чересчур самостоятельные депутаты ей не нужны. Фракция «ЕР» уже объявила, что на выборах 2021 года Лысакова в партийных списках не будет. Судя по всему, временный «брак по расчету» с независимыми выходцами из ОНФ закончен.
В соцсетях решение «ЕР» называют «феодальным» и «антипартийным». Сам Лысаков назвал это «черной меткой для депутата и огромным негативом для партии». «Зачем инициаторам этого мероприятия нужен скандал? Могли бы спокойно дать доработать до конца срока полномочий, а затем попросить на выход из фракции, то есть отказать в поддержке на предстоящих выборах. Сейчас же раздули костер, в котором хотели поджарить меня, а получили аутодафе для партии. Я же приобрел дополнительную огромную поддержку избирателей, блогеров, журналистов. Мне пишут письма с одобрением моей работы, существенно прибавилось подписчиков моего Telegram-канала. Ну да, из более просторного кабинета пересяду в другой, поменьше площадью, но это, поверьте, для меня не имеет значения. Думаю, сила все-таки в правде, и я выйду из этой истории победителем».