После введения санкций Евросоюзом во Франции на первом этапе заморозили российскую собственность на общую сумму более 850 млн евро. В Италии нашлись два русских миллиарда, нажитых непосильным трудом наших соотечественников, а в маленькой Бельгии насчитали потенциального конфиската на 10 млрд. Уже в апреле в странах ЕС заблокировали имущества россиян более чем на 30 млрд. Цифры не полные, но вполне дают представление о масштабах вывода капиталов из России.
Особенность нынешних санкций против России в том, что имущество «сторонников режима» замораживается, но не конфискуется. То есть право собственности остается за владельцами без права пользования, а вот обслуживать арестованное имущество приходится властям западных стран. Между тем в разряд этого имущества входит не социальное жилье и не домашний скот, а лофты и виллы на дорогих курортах, дома в престижных районах столиц, люксовые яхты, частные самолеты, коллекции искусства. Присматривать за всем этим — дело хлопотное и дорогое.
Привычка наших олигархов к беззаботной жизни на Западе, где их собственность была защищена местной юрисдикцией, сыграла роковую роль. Для большинства из них она теперь утрачена де-факто, даже если эфемерные права кто-то еще надеется восстановить когда-нибудь потом. Но трудно представить, что после окончания СВО на Украине Роману Абрамовичу англичане тут же вернут «Челси», а французские власти распахнут для него ворота его виллы «Шато де ла Круа» на Французской Ривьере за 120 млн евро, где жил британский король Эдуард VIII. То же самое можно сказать и об апартаментах в Париже, и о поместье площадью 28 га на острове Сен-Барт в Карибском море. Все есть, но ничего нету...
Заморозка активов, по оценкам юристов, равна тотальному аресту имущества: собственник лишается контроля над активом до специального снятия ограничений. Правовой базой для санкций в отношении физических и юридических лиц является Регламент Совета ЕС от 17.03.2014 № 269/2014 «Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины».
К регламенту прилагается список лиц и компаний, с указанием причин, по которым их включили. Так, например, Совет ЕС счел, что Алексей Мордашов «извлекает выгоду из своих связей с российскими лицами, принимающими решения», после чего его яхту Lady M длиной 65 мет-ров и стоимостью 65 млн арестовали в порту итальянского города Империи.
Ситуация вокруг подсанкционной зарубежной недвижимости россиян все больше осложняется из-за невозможности ее обслуживать в отсутствие владельцев. Заблокированные счета в зарубежных банках не позволяют им оплачивать коммунальные и другие обязательные расходы, а рублевые переводы из России не принимают. Обслуживание зданий становится проблемой для местных властей. Раз владельцы физически не могут добраться до своей зарубежной собственности, то забота о сохранении арестованного имущества ложится на плечи бюджета. Еврокомиссия сама тормознула выдачу виз всем попавшим в санкционные списки, остановила программы «золотых паспортов» (гражданство в обмен на инвестиции). Теперь за пустые угодья и заброшенные замки платят налогоплательщики ЕС.
Накапливающиеся расходы европартнеры планируют возместить после снятия санкций за счет начисления платы с владельцев или выставив замороженное имущество на торги. Цифры издержек от собственных ограничений в ЕС не сообщают, но судорожно предпринимают попытки найти алгоритм компенсации за счет монетизации самой собственности или ее передачи в счет потерь Украины. Ни тот ни другой вариант по действующим законам не реализуемы. Особенно европейцев раздражают гигантские яхты российских миллиардеров, для которых приходится содержать команды, проводить техобслуживание, платить за стоянку в портах, покупать топливо и охранять. И все это в отсутствие законных владельцев.
Так, содержание замороженного имущества попавших под западные санкции российских граждан в Италии, по расчетам La Repubblica, встанет бюджету в 13,7 млн евро в текущем году. Для урезания издержек в Европе придется принимать специальные законы, ведь арестованную собственность государству положено обслуживать по полной программе. И вот в Риме готовят поправки к декрету: вместо осуществления «всех необходимых действий» по обеспечению сохранности такой собственности теперь будет достаточно «необходимых и минимальных — для избежания ущерба». Хитро, но окончательно проблемы не решает. Что делать дальше с дорогущей штрафстоянкой, по-прежнему неясно.
Правительства стран ЕС надеются, что после снятия санкций собственники, прежде чем забрать имущество, возместят расходы. А нет, так по истечении 180 дней власти выставят его на распродажу. Если яхты не продадутся, их грозят приписать к местному флоту. Интересно, как береговая охрана будет использовать арестованную 50-метровую яхту Геннадия Тимченко Lena, а финансовая гвардия Италии — самую большую в мире 142-метровую яхту «А» Андрея Мельниченко, стоимостью 578 млн евро. Пока из всех плавсредств российского олигархата была реализована только одна лодка, да и то за долги Дмитрия Пумпянского банку JP Morgan. 72-метровая Axioma в августе ушла с аукциона за 70 млн.
А тем временем перечень нового конфиската растет. Санкционные списки пополняются, да и у старых фигурантов находятся новые заначки. По данным издания L’Unione Sarda, в Сардинии арестовано 11 объектов недвижимости российского бизнесмена Вячеслава Кантора — между прочим, по соседству с недвижимостью самого Сильвио Берлускони. Совет Европы давно решил наложить лапу на активы Кантора, но из-за сложной схемы владения недвижимостью очередь до него дошла только в августе. А пока суд да дело, на одной из вилл Кантора заселились беженцы с Украины...
Пока к прямой конфискации имущества русских в нарушение норм права готовы прибалты, ну и, понятно, украинцы. Высший антикоррупционный суд (ВАКС) Украины заявил, что конфисковал активы российского бизнесмена Владимира Евтушенкова — 17 объектов недвижимости площадью почти в 100 000 кв. метров. Правда, сам Евтушенков наличие активов на Украине отрицает.
Эстонские власти готовы решать проблему с недвижимостью россиян и белорусов на территории республики путем изъятия, хотя законы ЕС дают защиту частной собственности владельца независимо от национальности. По подсчетам эстонских властей, в стране имеется 41 351 объект недвижимости, принадлежащий гражданам РФ и около тысячи — белорусам. Похоже, прекращение выдачи виз россиянам и закрытие границы для обладателей «шенгена» из России нацелено не только на изоляцию от соседа, но и на отъем его собственности, раз уж международная обстановка способствует. Расчет прост: до маленькой прибалтийской страны правосудие доберется не скоро.
Кстати
Впрочем, недвижимость в Европе есть не только у олигархов, но и у вполне скромных представителей российского среднего класса (а такие, представьте, тоже имеются). Санкции их тоже коснулись — пока краем. Как содержать такие квартиры или дома и оплачивать услуги ЖКХ в условиях, когда многие российские банки не имеют возможности проводить SWIFT-платежи за рубеж или делают это непредсказуемо долго?
Как объясняют эксперты, проще оплачивать жилье тем россиянам, у кого есть действующий, не заблокированный счет в европейском банке. Там они могут хранить до 100 тысяч евро и оплачивать с него коммунальные услуги или ипотеку. Открыть же такой счет сегодня в европейской стране можно только при личном визите в банк, в присутствии заявителя. Есть и такой вариант: открыть счет в банке дружественной страны (Армения, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Сербия) и проводить платежи через него. Наконец, никто не отменял наличные — такой вариант возможен, если есть виза и сумма долга невелика.
Случаи изъятия у россиян недвижимости в Европе за неуплату коммунальных платежей пока не зафиксированы, но с огнем лучше не играть.