Главная Культура 02:35 16 Сентября 2009 4154
Валерий Фокин: «Наша жизнь — черно-белое кино»
Худрук Александринки, несмотря на кризис, с оптимизмом смотрит в будущее
Ситковский Глеб

Под предводительством Валерия Фокина Александринский театр в считанные годы стал одним из центров театральной жизни России. Открытие своего нового сезона Александринка совместила с началом фестиваля «Александринский». Перед премьерой «Дяди Вани» в постановке известного румынского режиссера Андрея Щербана Валерий Фокин рассказал «Труду» о перспективах Александринского театра.

— Вокруг вашего имени ходит столько слухов… Если каждому верить, вы скоро возглавите все московские и питерские театры одновременно. У этих разговоров есть какая-то почва?

— На пустом месте слухи не возникают. Время от времени всякие высокие начальники делают мне разные предложения о трудоустройстве. Другое дело, что последнее слово всегда остается за мной, а мне, скажу честно, пока что интересно в Александринке. Я ви-жу творческую перспективу и чувствую себя комфортно в этом городе. Поэтому сегодня я не вижу альтернативы Александринке. Конечно, мне трудно жить на два города. Моя семья по разным обстоятельствам не может перебраться в Питер, и мне все время приходится мотаться между двумя городами. Я ужестал почетным пассажиром Октябрьской железной дороги. Это непростая ситуация, но я с ней справляюсь.

— То есть вы исключаете для себя уход из Александринского театра?

— На сегодняшний день исключаю. Но ни в чем нельзя быть уверенным. Я хочу остаться в Александринке не потому, что меня пугает ситуация, в которой все нужно начинать с нуля. Я по характеру люблю дебюты. Но самый главный вопрос: зачем уходить из театра, в котором тебе интересно в творческом отношении?

— Сегодняшняя Александринка — это достаточно отлаженный механизм, который уже способен работать и без вашего присутствия?

— Театр отлажен с точки зрения того, что я называю художественным порядком. Художественный порядок — это термин, распространяющийся и на репетиции, и на спектакли, и на взаимодействие всех служб в угоду тому, чем мы занимаемся. И Андрей Щербан, и Кристиан Люпа, и Михаэль Тальхаймер — все в один голос говорили мне, что такой организации они не видели ни в одном европейском театре. Мы добились того, что у нас есть актеры всех поколений на все роли. Это абсолютно мобильная труппа, в которой 62 человека. Меня греет, что я вижу труппу, которая меня понимает. Я вижу артистов, которые могут работать с самыми разными европейскими режиссерами. Они знают другой театральный язык, они понюхали другую театральную территорию. Но я не обольщаюсь. Театр — это хрупкая машина, которая может сломаться в любой момент.

— Вы делаете ставку на европейскую режиссуру. Насколько готова питерская публика к такому театру?

— Мне кажется, что именно в Питере-то и должен быть европейский театр, если исходить из его традиций и даже географического положения. Публика за последние годы существенно изменилась. У нас посещаемость 73–74 процента — это, я считаю, очень много для такого огромного зала, как у нас. Это при том, что у нас репертуар не коммерческий, не развлекательный и мы не торгуем медийными лицами. Мы очень серьезно работаем с молодежью. Для студентов у нас есть билеты по 50 рублей на галерку. Причем если они ходят часто, то капельдинеры обязаны посадить их в партер на свободные места. И эта система очень хорошо работает.

— Настал тот момент в нашем разговоре, когда я должен произнести слово «кризис». Интересно, было ли у вас в последнее время интервью, где бы вас не спрашивали о кризисе?

— Слово «кризис» сейчас рекомендуется не произносить. Однако он не мог нас обойти стороной, он с нами. Нас уже предупредили, что на 50 процентов будет секвестрирован бюджет театра в 2010 году. Все разговоры о том, что самое страшное уже позади, — это чепуха. Все только начинается. Поэтому нам придется сократить количество премьер. В этом сезоне будет только две премьеры на большой сцене. Формально — три, но спектакль Андрея Могучего «Изотов» был, по сути, уже почти готов весной. В общем, нам придется непросто, но мы не должны снижать темпа. Мы увеличим количество спектаклей на малой сцене. Тяжелые времена иногда способствуют творческим исканиям. Другое дело, что ни в коем случае нельзя скатиться к развлекательности. Кризисом сегодня очень часто пользуются для того, чтобы оправдать ставку на развлекательный театр. Чуть что, сразу начинают кричать: «Нам надо выживать». Меня от этого просто колотит. Под предлогом того, что надо выживать, сдавали театральные помещения под ларьки, пункты обмена валюты и корпоративные вечеринки. Мы как первый национальный театр себе этого не можем позволить. Несмотря на кризис, наш фестиваль не только не сократился, но даже раздвинулся. Он закончится спектаклем Могучего «Изотов», а весной я выпущу своего «Гамлета». Весной же поедем в Париж с двумя спектаклями. В мае, я очень надеюсь, начнет делать свой спектакль Оскарас Коршуновас, и эта премьера откроет следующий фестиваль «Александринский». Андрей Могучий будет репетировать в следующем году «Синюю птицу» Метерлинка, и я очень доволен, что в театр благодаря этому придут дети. Мы таким образом начнем завоевывать аудиторию, которая лет через пять будет активно ходить в театр. В общем, я оптимистично смотрю на вещи. Конечно, придется начинать экономить, но в конце концов наша жизнь — это черно-белое кино, не правда ли?

— Александринский театр с кризисом так или иначе справится, а вот каково придется провинциальным театрам?

— Мне один чиновник сказал: «Вы же понимаете, какая сегодня ситуация? Сейчас просто неприлично просить денег у государства!» Так нельзя ставить вопрос. Вот Саркози во Франции увеличил расходы на культуру на 40 процентов. Это делается для того, чтобы отвлечь массы от социальных взрывов. Но у нас-то ведь тоже могут произойти социальные взрывы! Чиновники считают так: чем больше у тебя посещаемость и чем больше спектаклей ты сыграл, тем ты лучше. На основе этих показателей определяется, какие театры финансировать. В такой ситуации любой творческий театр просто умрет. Тем более провинциальный.

Выбор

Самые известные спектакли Валерия Фокина

«Нумер в гостинице города NN» (1994)

Чичиков (Авангард Леонтьев) въезжает в свой гостиничный номер, населенный вещами, мертвыми душами и всякой чертовщиной.

 

«Превращение» (1995)

На примере Грегора Замзы из романа Кафки Константин Райкин продемонстрировал процесс превращения человека в членистоногое существо.

 

«Женитьба» (2008)

Один из самых популярных спектаклей в репертуаре Александринки, где гоголевские женихи на коньках выписывают пируэты вокруг Агафьи Тихоновны.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5655
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4659
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4233
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...