Главная Наука и технологии 00:14 16 Августа 2024 8234
Третий лишний

Почему мы так и не увидели в аэропортах пассажирский самолет Ту-204СМ?

Анатолий Журин
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Очередная жесткая посадка в российском авиапроме. На сей раз на Казанском авиазаводе, которому из бюджета выделялись миллиарды на серийный выпуск пассажирского Ту-214. Год назад и заказчик нашелся: «Аэрофлот» подписал договор о намерении закупить первую партию из 11 «Тушек». Такой заказ позволял раскрутить сборочный конвейер. Но не сбылось...

Договор наш национальный авиаперевозчик подписал с двумя условиями. Во-первых, первые пять самолетов поставляются в этом году. Во-вторых, конструкторы оставляют двух пилотов и убирают бортинженера, которого на современных лайнерах давно заменили навигационные приборы. И что мы имеем? Сроки поставок сорваны, а третий лишний остался в кабине. И вот на днях генеральный заказчик сообщил, что отказывается покупать самолеты Ту-214. «Аэрофлот» в обновлении парка теперь делает ставку на иркутский среднемагистральный и долгожданный МС-21. Хотя насчет этой машины пока который год одни разговоры.

А так хочется помочь людям, которые искренне заинтересованы в возрождении традиций отечественного авиапрома, выпускавшего до 100 пассажирских машин в год. К месту будет вспомнить и недавнюю историю, когда в 2010 году ОКБ «Туполев» представило полностью обновленный лайнер Ту-204СМ. Он был начинен самой современной на тот момент авионикой, экипаж сокращен до двух человек. Благодаря использованию новой тормозной системы взлетно-посадочные полосы были укорочены с 2500 до 1900 метров, а новая версия двигателя ПС-90А2 потребляла меньше топлива, укладывалась в нормативы по шуму и экологичности. В воздухе этот самолет сжигает 3170 кг топлива в час — всего на 5% больше, чем современный Boeing 737. В интервью «Труду» замминистра гражданской авиации СССР Виктор Горлов назвал ту модель одной из самых удачных в семействе КБ Туполева.

Почему же мы так и не увидели этот лайнер в аэропортах? Кто-то был очень заинтересован в том, чтобы названный перспективным лайнер не путался под ногами у эффективных менеджеров, активно продвигающих «не имеющую аналогов» машину МС-21. Все силы и деньги ушли туда, а результата мы пока так и не дождались.

Мое обращение к известному в авиационных кругах специалисту не было случайным. Сорок лет назад под его руководством в отрасли формировались технические задания, проводились государственные и эксплуатационные испытания, в перспективные модели внедрялись новейшие достижения авионики. И поднимались в небо самолеты Ил-96, Ту-204, Ил-114, Бе-200, Ту-334, вертолеты Ми-38, Ка-226, Ка-126 и другие. Но почему бы сегодня не вернуться к Ту-204СМ? Тем более этот самолет вдвое дешевле зарубежных аналогов, которые к тому же из-за санкций не купишь.

— Думаю, проблема в импортных комплектующих, — говорит Горлов. — К примеру, установлены двигатели ПС-90А2, а это продукт совместной разработки ОАО «Пермский моторный завод» и американской компании Pratt & Whitney. К тому же этот отличный для своего времени самолет по некоторым характеристикам уступает боингам и эрбасам, которые в процессе эксплуатации постоянно совершенствуются, модифицируются. С другой стороны, и у Ту-214 непростая ситуация с созданием собственных комплектующих взамен импортных. Никто не скажет, когда он поступит в авиакомпании, какие еще затраты на это потребуются.

Вопрос, почему выбрали Ту-214, а не Ту-204СМ, как оказалось, заинтересовал многих специалистов в области гражданской авиации. Вот только несколько мнений.

«В СССР такие самолеты уже бы летали, и мы бы не парились о конкуренции. Пока летали — разрабатывали бы новые усовершенствования. А сейчас все стоит на месте. Что мешает параллельно выпускать разные модели?»

«По сути, то, что было в Ту-204СМ, сейчас пихают в Ил-96-400: авионику на два человека и движки ПС-90А-3. Так что непонятно, почему не делают на этой основе Ту-214».

«Модернизация Ту-204 была внезапно прекращена в 2019 году, несмотря на указания президента (ну не контролируется у нас исполнение указаний). После чего сразу же были порезаны стапели для их производства в Ульяновске. И почему же надо начинать теперь в Казани с нуля, а где накопленные наработки и технологии?»

«В советское время наш завод делал параллельно три типа самолетов: Ил-62, Ту-22м и Ту-160. До 50 лайнеров в год. Было 30 летчиков-испытателей. Сейчас один экипаж облетает и приемку делает, что в принципе недопустимо. Один Ту-214 сейчас делают два года — позорище! А еще брежневские времена называют застоем...»

Так все-таки шанс вернуться к Ту-204СМ есть или самолет действительно безнадежно устарел? Вот выдержка из недавнего интервью совсем не стороннего человека, главного конструктора Ту-204 Олега Алашеева:

— Если брать версию Ту-204СМ, которую мы сделали, сертифицировали, а потом на нем поставили крест, то в момент производства он не уступал зарубежным аналогам. Это современная и, главное, в основном отечественная машина. В производстве ее было задействовано лишь 12% иностранных поставщиков. Почему не начать производство немедленно? Проблема в том, что сейчас ульяновских авиастроителей переподчинили «Ильюшину». Завод теперь не самостоятельное предприятие. Там больше нет такого директора, как Виктор Васильевич Михайлов, который был жестким организатором и исключительно компетентным инженером. При нем в Ульяновске Ту-204 разной модификации выпустили больше 60 штук. Сейчас директоров в Ульяновске я уже перестал считать. Они меняются каждый год, уходят, не успев ни с кем толком познакомиться. Нужна политическая воля: просто принять решение, что Ульяновску следует в кооперации с Казанью выпускать самолет Ту-204СМ. Я ответственно заявляю, что это отличная машина. Таких можно выпускать до сотни в год, если подобрать компетентных специалистов.

— В любом случае, — убежден Виктор Горлов, — надо задействовать то, что уже есть. Кто именно определяет выбор для производства сегодня той или иной техники? Есть к ним доверие? Смотришь и диву даешься, сколько у нас знатоков авиации, на поверку даже не представляющих, что такое самолет. Ну, например, в головном отраслевом институте ГосНИИ ГА, на исследования которого мы опирались, выбирая технику, сменились последовательно три руководителя, не имеющих никакого отношения к авиационной науке! Просто нужные кому-то люди, которых надо было где-то пристроить. И как от них ждать грамотных рекомендаций для формирования необходимого стране воздушного флота?..

Ситуация с этой платформой в России развивается по сценарию то ли детектива, то ли фильма ужасов

Ирина Хмара
Труд
Самый популярный видеохостинг угас в России почти полностью. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Видеоплатформа то умирает, то вроде снова оживает. И вину за происходящее на себя пока так никто и не взял, так что под подозрением все действующие лица — и даже те, кто за кадром. С начала...

Наука и технологии 00:08 / 16 Августа 2024 7601
Технопарк

О стене на Луне, душе размером с пылесос и роботе – грозе Новака Джоковича

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: NASA/Keystone Press Agency, globallookpress.com

16 августа у Международной академии астронавтики день рождения, ее основали в 1960 году по инициативе американского инженера Теодора фон Кармана. Немалый вклад в ее создание внес и советский академик Леонид...

Нейросеть поможет медикам с рутинной бумажной работой

Труд

Грибники нашли львенка В Дмитровском районе Подмосковья грибники в лесу набрели на... львенка. После звонка в МЧС прибывшие на место ветеринары осмотрели найденыша, который вел себя миролюбиво. Состояние двухмесячного...

По следам недавней катастрофы «Суперджета» под Коломной

Анатолий Журин
Труд
Фото: Сергей Михаличенко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала предварительные причины катастрофы «Суперджета» 12 июля 2024 года под Коломной. Расследование еще раз напомнило старую авиационную истину: полет начинается с подготовки...

Позднее парламентарий назвал эти слова «своим личным прогнозом», отметив, что конкретных решений коллег не знает, но «перспектива очевидна» 

Фото: © Omar Marques, globallookpress.com

В России в обозримом будущем будет заблокирован Google, а также популярные мобильные системы Android и iOS. Об этом в беседе с журналистами RuNews24 заявил депутат Госдумы Алексей Диденко. Комментируя неполадки в работе YouTube,...

Удивительна история российского легкомоторного самолета «Байкал», призванного заменить легендарный Ан-2

Анатолий Журин
Труд
Цена «Байкала» с поставкой в 2025 году составит 455 млн рублей. Фото: Minpromtorg.gov.ru/CC BY 4.0, Wikipedia.org

За 12 лет он успел пережить несколько модернизаций и поменять сборочные площадки, перебравшись в конце концов на Урал. Серийное производство модели ЛМС-901, на которой в итоге остановились, год за годом...

Квадрокоптер-камикадзе переносит боеприпасы массой до 3 кг и может самостоятельно распознавать и приоритизировать цели 

Кадр видео Минобороны РФ

Серийное производство FPV-дрона «Русак-С», оснащенного системой искусственного интеллекта (ИИ), стартовало в России. Об этом во вторник, 6 августа сообщают «Известия» со ссылкой на представителя компании-разработчика...

Наука и технологии 00:15 / 02 Августа 2024 4128
Не в ИИ корм

Аналитики, российские и зарубежные, все чаще сравнивают нейросетевую индустрию с мыльным пузырем

Максим Башкеев, обозреватель «Труда»
Труд
Искусственный интеллект пока так и не смог создать принципиально новые решения и продукты. Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Даже далекие от нейросети граждане в повседневном общении все чаще имеют дело с искусственным интеллектом, от навязчивых услуг которого не так просто избавиться. Допустим, пытаетесь дозвониться в коммунальную службу...

Пока Павел Дуров слегка не у дел, мошенники пытаются использовать ситуацию вокруг Telegram для собственного обогащения

Максим Башкеев
Труд
Злоумышленники предлагают услуги по защите подписок и аккаунтов. Естественно, небесплатно. Фото: Silas Stein/dpa, globallookpress.com

Пока освобожденный под залог Павел Дуров подыскивает себе особняк в Париже, мошенники пытаются использовать ситуацию вокруг Telegram для собственного обогащения. Пользователям предлагают услуги по защите подписок и аккаунтов....

Нормальная работа сервисов уже восстановлена

Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В работе мессенджеров WhatsApp и Telegram в России произошел массовый сбой. Об этмо сообщает РИА Новости. Пользователи жаловались, что не могли отправлять сообщения и обновлять диалоги. Кроме того, очень долго грузились чаты, а также не загружались...

Наука и технологии 00:05 / 30 Августа 2024 3877
Технопарк

Австралийские ученые вывели комариный десант

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © IMAGO/Zoonar.com/rafapress, globallookpress.com

Итак, 1 сентября мы отмечаем День знаний. То, что знания — сила, знали еще древние (вспомните известный латинский афоризм Scientia potentia est). Познания будят смелые мечтания и открывают новые горизонты. Кто знает,...

Овцебыки дожили до наших дней. И это не байки охотников на привале, а научное утверждение ученых

Виктор Сомов
Труд
Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Такие же мохнатые гиганты жили еще в пору ледникового периода. Их ровесники-мамонты давно вымерли, а овцебыки дожили до наших дней. И это не байки охотников на привале, а научное утверждение ученых. А чтобы...

Предложение наказывать участников СВО арестом за использование смартфонов вызвало бурную дискуссию в российском парламенте 

Дмитрий Рогозин. Фото из открытых источников

Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов попенял бывшему главе Роскосмоса, а ныне – сенатору от Запорожской области Дмитрию Рогозину, что тот получил в Донецке серьезное ранение из-за смартфона. Об этом во вторник, 23 июля сообщает...

Торжественная церемония поднятия флага прошла на Камчатке 

Фото: www.mil.ru

Новый корабль ледового класса «Евпатий Коловрат» вошел в состав военно-морского флота (ВМФ). Военно-морской флаг на ледоколе был поднят в Петропавловске-Камчатском. Перед этим корабль прошел полный цикл испытаний на заводе-изготовителе....

Главком ВСУ Сырский ранее уже признавал, что западные самолеты не смогут приблизиться к линии фронта ближе, чем на 40 км, чтобы не «нарваться» на российские силы 

F-16. Фото: www.ru.wikipedia.org

Американские истребители F-16, переданные вооруженным силам Украины (ВСУ), довольно быстро постигнет та же судьба, которую уже испытали на себе хваленые западные танки Leopard и Abrams: они станут военными трофеями на российских парадах. Об...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?