Главная Наука и технологии 00:14 16 Августа 2024 24733
Третий лишний

Почему мы так и не увидели в аэропортах пассажирский самолет Ту-204СМ?

Анатолий Журин
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Очередная жесткая посадка в российском авиапроме. На сей раз на Казанском авиазаводе, которому из бюджета выделялись миллиарды на серийный выпуск пассажирского Ту-214. Год назад и заказчик нашелся: «Аэрофлот» подписал договор о намерении закупить первую партию из 11 «Тушек». Такой заказ позволял раскрутить сборочный конвейер. Но не сбылось...

Договор наш национальный авиаперевозчик подписал с двумя условиями. Во-первых, первые пять самолетов поставляются в этом году. Во-вторых, конструкторы оставляют двух пилотов и убирают бортинженера, которого на современных лайнерах давно заменили навигационные приборы. И что мы имеем? Сроки поставок сорваны, а третий лишний остался в кабине. И вот на днях генеральный заказчик сообщил, что отказывается покупать самолеты Ту-214. «Аэрофлот» в обновлении парка теперь делает ставку на иркутский среднемагистральный и долгожданный МС-21. Хотя насчет этой машины пока который год одни разговоры.

А так хочется помочь людям, которые искренне заинтересованы в возрождении традиций отечественного авиапрома, выпускавшего до 100 пассажирских машин в год. К месту будет вспомнить и недавнюю историю, когда в 2010 году ОКБ «Туполев» представило полностью обновленный лайнер Ту-204СМ. Он был начинен самой современной на тот момент авионикой, экипаж сокращен до двух человек. Благодаря использованию новой тормозной системы взлетно-посадочные полосы были укорочены с 2500 до 1900 метров, а новая версия двигателя ПС-90А2 потребляла меньше топлива, укладывалась в нормативы по шуму и экологичности. В воздухе этот самолет сжигает 3170 кг топлива в час — всего на 5% больше, чем современный Boeing 737. В интервью «Труду» замминистра гражданской авиации СССР Виктор Горлов назвал ту модель одной из самых удачных в семействе КБ Туполева.

Почему же мы так и не увидели этот лайнер в аэропортах? Кто-то был очень заинтересован в том, чтобы названный перспективным лайнер не путался под ногами у эффективных менеджеров, активно продвигающих «не имеющую аналогов» машину МС-21. Все силы и деньги ушли туда, а результата мы пока так и не дождались.

Мое обращение к известному в авиационных кругах специалисту не было случайным. Сорок лет назад под его руководством в отрасли формировались технические задания, проводились государственные и эксплуатационные испытания, в перспективные модели внедрялись новейшие достижения авионики. И поднимались в небо самолеты Ил-96, Ту-204, Ил-114, Бе-200, Ту-334, вертолеты Ми-38, Ка-226, Ка-126 и другие. Но почему бы сегодня не вернуться к Ту-204СМ? Тем более этот самолет вдвое дешевле зарубежных аналогов, которые к тому же из-за санкций не купишь.

— Думаю, проблема в импортных комплектующих, — говорит Горлов. — К примеру, установлены двигатели ПС-90А2, а это продукт совместной разработки ОАО «Пермский моторный завод» и американской компании Pratt & Whitney. К тому же этот отличный для своего времени самолет по некоторым характеристикам уступает боингам и эрбасам, которые в процессе эксплуатации постоянно совершенствуются, модифицируются. С другой стороны, и у Ту-214 непростая ситуация с созданием собственных комплектующих взамен импортных. Никто не скажет, когда он поступит в авиакомпании, какие еще затраты на это потребуются.

Вопрос, почему выбрали Ту-214, а не Ту-204СМ, как оказалось, заинтересовал многих специалистов в области гражданской авиации. Вот только несколько мнений.

«В СССР такие самолеты уже бы летали, и мы бы не парились о конкуренции. Пока летали — разрабатывали бы новые усовершенствования. А сейчас все стоит на месте. Что мешает параллельно выпускать разные модели?»

«По сути, то, что было в Ту-204СМ, сейчас пихают в Ил-96-400: авионику на два человека и движки ПС-90А-3. Так что непонятно, почему не делают на этой основе Ту-214».

«Модернизация Ту-204 была внезапно прекращена в 2019 году, несмотря на указания президента (ну не контролируется у нас исполнение указаний). После чего сразу же были порезаны стапели для их производства в Ульяновске. И почему же надо начинать теперь в Казани с нуля, а где накопленные наработки и технологии?»

«В советское время наш завод делал параллельно три типа самолетов: Ил-62, Ту-22м и Ту-160. До 50 лайнеров в год. Было 30 летчиков-испытателей. Сейчас один экипаж облетает и приемку делает, что в принципе недопустимо. Один Ту-214 сейчас делают два года — позорище! А еще брежневские времена называют застоем...»

Так все-таки шанс вернуться к Ту-204СМ есть или самолет действительно безнадежно устарел? Вот выдержка из недавнего интервью совсем не стороннего человека, главного конструктора Ту-204 Олега Алашеева:

— Если брать версию Ту-204СМ, которую мы сделали, сертифицировали, а потом на нем поставили крест, то в момент производства он не уступал зарубежным аналогам. Это современная и, главное, в основном отечественная машина. В производстве ее было задействовано лишь 12% иностранных поставщиков. Почему не начать производство немедленно? Проблема в том, что сейчас ульяновских авиастроителей переподчинили «Ильюшину». Завод теперь не самостоятельное предприятие. Там больше нет такого директора, как Виктор Васильевич Михайлов, который был жестким организатором и исключительно компетентным инженером. При нем в Ульяновске Ту-204 разной модификации выпустили больше 60 штук. Сейчас директоров в Ульяновске я уже перестал считать. Они меняются каждый год, уходят, не успев ни с кем толком познакомиться. Нужна политическая воля: просто принять решение, что Ульяновску следует в кооперации с Казанью выпускать самолет Ту-204СМ. Я ответственно заявляю, что это отличная машина. Таких можно выпускать до сотни в год, если подобрать компетентных специалистов.

— В любом случае, — убежден Виктор Горлов, — надо задействовать то, что уже есть. Кто именно определяет выбор для производства сегодня той или иной техники? Есть к ним доверие? Смотришь и диву даешься, сколько у нас знатоков авиации, на поверку даже не представляющих, что такое самолет. Ну, например, в головном отраслевом институте ГосНИИ ГА, на исследования которого мы опирались, выбирая технику, сменились последовательно три руководителя, не имеющих никакого отношения к авиационной науке! Просто нужные кому-то люди, которых надо было где-то пристроить. И как от них ждать грамотных рекомендаций для формирования необходимого стране воздушного флота?..

Наука и технологии 00:03 / 14 Марта 2025 6568
Технопарк

Ученые предложили борщевик переработать в спирт

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Борщевик. Фото:© Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Немногие из великих удостоены праздника в свою честь, но физик Альберт Эйнштейн как раз из них. Он родился 14 марта 1879 года, и теперь в этот день отмечается Всемирный праздник ученых, чествуют тех,...

Причиной смерти стала остановка сердца во время операции на колене

Фото: PJSC UAC, globallookpress.com

Ушел из жизни главный конструктор Опытно-конструкторского бюро им. А. С. Яковлева, разработчик самолета МС-21 Алексей Рахимбаев. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ПАО «Яковлев». «Алексей Гайратович Рахимбаев...

Наука и технологии 00:02 / 28 Февраля 2025 5294
Технопарк

Ученые из Кембриджа встроили графеновые датчики в пижаму

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Устройство, помогающее изучать проблемы со сном. Фото из открытых источников

В последний день зимы в мире отмечается Международный день редких заболеваний. Диагностика и лечение их напрямую зависят от уровня развития медицины, а все революционные изменения в медицинской сфере тесно...

При этом команде предстоит провести в полной изоляции еще около десяти месяцев: эвакуация невозможна из-за экстремальных погодных условий 

Станция Sanae IV, Антарктида. Кадр видео с YouTube

Южноафриканские ученые, работающие на исследовательской станции Sanae IV в Антарктиде, обратились к руководству страны и коллегам с «большой земли» со срочной просьбой о помощи. Исследователи утверждают, что один из участников...

Ранее глава SpaceX заявлял, что Барри Уилмор и Сунита Уильямс могли вернуться на Землю еще полгода назад, но этому помешали действия администрации Байдена 

Фото: www.nasa.gov

Астронавты NASA Барри Уилмор и Сунита Уильямс, которые застряли на Международной космической станции (МКС) и провели там уже больше полугода вместо ожидаемых двух недель, записали видеообращение к основателю и владельцу компании SpaceX Илону...

В результате инцидента никто не пострадал; тем не менее, польские правоохранители начали расследование

Фото из соцсетей

Обломок ракеты американской компании SpaceX, принадлежащей американскому бизнесмену и политику Илону Маску, упал во дворе жителя одного из польских местечек. Об этом в пятницу, 21 февраля сообщает британское издание Daily Mail. Как стало известно...

Данная мера должна помочь в борьбе с телефонным и сетевым мошенничеством 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Госдума приняла в первом чтении закон, предписывающий всем компаниям, работающим в России, маркировать все свои звонки, в том числе массовые, на экранах мобильных телефонов. Сами россияне при этом будут иметь право отказаться от получения подобных...

Игроки в ней управляют наночастицами размером около одного нанометра

Фото: Oliver Berg/dpa, globallookpress.com

Сотрудники японского Университета Нагои создали компьютерную игру, в которой игроки управляют наночастицами размером около одного нанометра. Описание работы опубликовано в издании Japanese Journal of Applied Physics (JJAP). Научный коллектив...

Сам ответчик рассказал, что создал служебное изобретение, которому присвоен статус «секрет производства»

Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Министерство обороны и Генеральная прокуратура России подали в суд иск к изобретателю из Рязани. Об этом сообщает РИА Новости. «В суде зарегистрирован иск Генеральной прокуратуры и Министерства обороны РФ к Герману Владимиру Ильичу»,...

Новые разработки – это результат создания новых материалов, отметил глава государства на Форуме будущих технологий 

Фото: http://kremlin.ru

Боеголовки на новейших российских ракетных системах «Орешник» выдерживают температуру, равную температуре на поверхности Солнца. Об этом в пятницу, 21 февраля заявил в ходе своего выступления на пленарной сессии Форума будущих технологий...

Это беспилотники, которые состоят из рамы и нескольких дронов поменьше

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Участвующие в специальной военной операции (СВО) на Украине российские военнослужащие начали применять беспилотные летательные аппараты (БПЛА), собранные из нескольких дронов. Об этом сообщает американское издание Forbes. В статье журнала говорится,...

В 2024 году хакеры нанесли россиянам ущерб на 200 миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Фото: Fernando Gutierrez-Juarez/dpa, globallookpress.com

Полмиллиона россиян пострадали в 2024 году от уголовных хакеров. Совокупная сумма ущерба составила 200 млрд рублей — с ростом к предыдущему году на 36%. Такие цифры привел заместитель министра внутренних дел РФ...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 3011
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Это происходит «из-за несоблюдения элементарных требований по защите информации», отметили в спецслужбе

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Службе безопасности Украины (СБУ) и украинская военная разведка получают информацию о российских военных по причине несоблюдения элементарных требований о защите данных. Об этом, как передает РИА Новости, сообщили в Федеральной службе безопасности...