Итак, вчера утром называющий себя исполняющим обязанности президента Украины Турчинов объявил о начале силовой операции на юго-востоке страны. И весь день из разных уголков региона поступали данные о передвижении колонн с людьми и тяжелой техникой в сторону мятежных городов и сел, где власть перешла в руки сторонников федерализации Украины.
Сообщалось о мелких перестрелках на блокпостах, о том, как люди готовятся встретить карателей. И о том, что боевики «Правого сектора» угоняют машины «скорой помощи», чтобы использовать их для внезапной атаки на блокпосты федералистов (эту тактику, кстати, они переняли у чеченских бандитов времен первой чеченской кампании). Стало известно, что в Донецкой республике создается военный трибунал для тех, кто собрался воевать с народом.
Хитом интернета во вторник стал видеоролик, в красках повествующий о том, как на просторах мятежного Донбасса несколько безоружных мужиков захватили в плен... танк украинской армии — всего лишь при помощи ненормативной лексики.
В это время из Киева приходили сатирические известия об очередном штурме Верховной рады сторонниками Майдана. И ставшие уже привычными новости про жестокое избиение официально зарегистрированного кандидата в президенты Олега Царева, ведущего свою предвыборную кампанию в обстановке, приближенной к боевой. Не успели на лице кандидата (кстати, по всем законам, лицо это неприкосновенное) зажить синяки и ссадины после предыдущей «встречи с избирателями», как к ним добавились тяжелые травмы. На этот раз Царев участвовал в телепередаче с благородной повесткой: о свободе слова. И вот «свобода» вышла ему боком. Как пел Высоцкий, спасибо, что живой... Еще характерный штрих: после избиения Царева доставили в Генеральную прокуратуру, где его же еще и обвинили в сепаратизме. Так выглядит главное завоевание Майдана — украинская свобода и демократия — в действии.
В общем, под разговоры о «незалежной и неделимой» киевская хунта делает все возможное, чтобы жители юго-востока даже в страшном сне не допускали мысли об отказе от борьбы за свои права — а по сути, за свое выживание. Вместо того чтобы искать хотя бы какие-то точки соприкосновения между разорванными частями страны, Киев окончательно перешел на язык террора и угроз.
К вечеру 15 апреля украинские войска скопились в районе города Изюм Харьковской области и в нескольких точках Донецкой области. На момент подписания номера еще оставалась надежда, что самозванная киевская власть все-таки не перейдет Рубикон, за которым неизбежно начнется ее стремительное падение.
Слово экспертам
Валерий Шнякин, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
— Объявленная силовая операция на востоке Украины — свидетельство абсолютной безответственности так называемых властей в Киеве. Говоря языком улицы, мы имеем дело с настоящими отморозками. Еще вчера пан Турчинов призывал миротворческий контингент ООН вмешаться в ситуацию, а несколько часов спустя он отдает приказ танкам двигаться на Донецк и Славянск.
Еще вчера в Раде говорили о том, что для того, чтобы силовая операция была легитимна, необходимо введение чрезвычайного положения. Сегодня принято решение обойтись лишь указом так называемого исполняющего обязанности президента о начале операции. Впрочем, какие уж там оглядки на Конституцию страны, если перед началом операции киевские власти проконсультировал сам Джон Бреннан, ныне возглавляющий ЦРУ.
Все это было бы смешно, если бы не грозило большой кровью. Против в большинстве своем безоружной толпы в города Восточной Украины вводятся установки залпового огня «Град», боевые танки, вертолеты. Все эти виды вооружений не имеют никакого отношения к антитеррористической операции, которую проводят исключительно спецгруппами без тяжелого вооружения. Странно, что украинские военные не объяснят очевидное зарвавшимся политиканам в Киеве. Ведь один выстрел из «Града» по площади может обернуться сотнями убитых мирных граждан. Впрочем, похоже, с профессионалами в украинской армии нынче туго, вот и собирают они добровольные дружины из бандитствующих элементов. О том, что может случиться, если такими силами будет продолжаться эта операция, не хочется и думать.
Увы, несмотря на всю приверженность России дипломатическим методам решения конфликта, сегодня нельзя исключить и того варианта, когда нашей стране придется применить силу. И все-таки это крайний вариант. Очень хотелось бы верить, что в Киеве возобладает здравый смысл и там подумают не только о своих амбициях, но и о народе, который не простит им пролитой крови.
Александр Владимиров, генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов
— Всей армии у Украины — от силы 90 тысяч, там в принципе некого отправлять на юго-восток. Давайте не забывать, что среди украинских офицеров — бывшие выпускники тех же военных училищ, которые оканчивали и наши командиры. Многие друг друга знают и до недавнего времени поддерживали отношения. К тому же умный офицер понимает, что хунта в Киеве — понятие временное, а за военные преступления отвечать рано или поздно придется. Потому на кадровых военных в Киеве вряд ли рассчитывают. Максимум, на кого может надеяться хунта, — это боевики, нанятые за деньги. Эти, конечно, могут начать зачистку — село за селом. В любом случае они уже проиграли: как только прольется большая кровь, начнется полномасштабная война. Тогда им придется зачищать не только восток, но и центр, а там до Львова идти придется. Весь ужас в том, что нынешние боевики-националисты — это прямые наследники тех карателей, которые зачищали села в Белоруссии во время войны. Бандеровские традиции на Западной Украине, на них и расчет. Только вряд ли они смогут остановить восставший восток, который уже никогда не смирится с властью бандеровцев. Эта непримиримость грозит выплеснуться в масштабную гражданскую войну.