Главная Культура 00:01 15 Сентября 2023 5678
Игорь Волгин: Надеюсь, мы и нынешнюю эпоху переживем

Писатель рассказал «Труду» о восходящей актуальности Федора Михайловича Достоевского

Дарья Ефремова
Книги и выступления Игоря Волгина всегда востребованы публикой. Фото из личного архива

На главной сцене Московской международной книжной ярмарки историк, исследователь русской литературы, поэт и телеведущий Игорь Волгин представил свою новую книгу «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Из пяти книг», вышедшую в издательстве «Культура». О восходящей актуальности классика и феномене популярности интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» писатель рассказал «Труду».

— Недавно «Труд» писал о лидерстве Джорджа Оруэлла в многочисленных читательских и издательских рейтингах. Но, похоже, Федор Михайлович не собирается сдаваться, обходя в популярности и знаменитого британского антиутописта, и новомодные саги о поисках себя. Неужто для нас вновь актуальны духовно-религиозные искания? Или с новой силой возникла тема униженных и оскорбленных?

— В последние месяцы тиражи Достоевского действительно обошли и Оруэлла, и Стивена Кинга. Меня это нисколько не удивляет. «Хотя и не известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему», — писал автор «Братьев Карамазовых» о себе в одной из своих последних тетрадей. И оказался прав: весь XX век прошел под знаком Достоевского. История русской революции разворачивалась, как если бы он описал это в романе: вначале было слово (идеология), затем пошло кровопролитие. Сначала статья «О преступлении» студента юридического факультета Родиона Раскольникова, отнесенная им в редакцию газеты «Еженедельная речь», а через полгода — убийство старухи-процентщицы. Казалось бы, XXI век мог стать столетием Шекспира или Пушкина, однако же последние события доказывают, что на дворе снова век Достоевского. Что ж, надеюсь, мы и нынешнюю эпоху переживем.

Недавно я был на конференции в Японии. Вроде бы совсем другая цивилизация, но вы не представляете, с каким увлечением японцы говорили об авторе Великого пятикнижия (романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». — «Труд»)! Думаю, Достоевскому удалось охватить самые важные общечеловеческие, межцивилизационные моменты. После него человек гораздо больше узнал о своей природе. Недаром Эйнштейн сказал: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс». Очевидно, он имел в виду универсализм бытия: в этих книгах могут находить важное для себя профессор и дворник, взрослый и юноша. Достоевским зачитываются многие — хотя это трудное чтение.

— И что же такого важного открыл Достоевский в человеческой природе?

— Ее двойственность. Им сказано: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Человек не целостен — он противоречив. В этом смысле Достоевский беспощаден, неслучайно критик Михайловский назвал его «жестоким талантом». Но он и добр, жалея человека. Автор «Бесов» показывает и мерзость запустения, и глубины сатанинские, и высоту души. Именно поэтому читатели, любящие Достоевского, как правило, не любят Толстого. И наоборот.

— Это почему же?

— Из-за разницы поэтик и подходов к человеку. Толстой — объективный художник: он старается все «вытащить» в текст, объяснить твердым авторским словом всю сложность душевных движений, и делает это ясно, бескомпромиссно — со всей логикой своего художественного зрения. Достоевский — напротив: многие важные смыслы он пытается увести вглубь, в подтекст.

Двусмысленности, недоговоренности в его произведениях оставляют широкое поле для самых разных трактовок. Я называю это системой повествовательных намеков. М. М. Бахтин полагал, что тексты Достоевского полифоничны, в них все голоса равноправны — в том числе и авторский голос. Достоевский начисто лишен дидактики, никогда не навязывает свою волю. Сама сумма душевных движений, им обозначенных, наводит на выводы. При всей жестокости такого письма внутренняя цель его повествования — сделать человека лучше.

Полифоничность — качество прозы Достоевского, привлекающее Волгина и его собеседников

— Вы как-то говорили, что судьбы Пушкина, Цветаевой, Есенина, Маяковского «сценарны». А кем или чем определен сценарий жизни Достоевского?

— Мне близка мысль о том, что жизнь всякого большого художника выстраивается в соответствии с его характером, притязаниями, видением своей миссии в мире. Маяковский, еще будучи молодым поэтом, сказал: «Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце?» Это не то чтобы предопределенность — варианты еще возможны, но и фатальность, вызванная душевным складом человека, существует.

В этом смысле особо значима смерть такого человека. Похороны и Достоевского, и Толстого превратились в народные демонстрации. А у Достоевского к тому же содержали в себе открытый финал: зимой 1881 года, в период глубоких исторических ожиданий (никто не предполагал, что дело кончится первомартовским цареубийством), общество ожидало решительных перемен. Он замечает в записной тетрадке по случаю казни народовольцев Квятковского и Преснякова и помилования остальных: «Как государство — не могло помиловать (кроме воли монарха). Что такое казнь? В государстве — жертва за идею. Но если Церковь — нет казни».

Тут, кстати, видно, что такое церковь для Достоевского: прежде всего — духовная общность, а не только религиозное учреждение. Помните, как старец Зосима, видя в Алеше Карамазове своего преемника, советовал ему покинуть монастырь и служить в миру. «Ты там нужнее, — говорит он. — Там миру нет... Изыдешь из стен сих, а в миру пребудешь как инок. Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то и счастлив будешь».

— Но ведь и Толстой говорил о служении в миру, о кризисе церкви как институции.

— Для Толстого в христианстве важно учение, моральные и дидактические моменты. На Христа он смотрел как на носителя рациональных истин, а не Бога, себя же считал в каком-то смысле его коллегой. А в чудеса, исцеление, воскрешение не верил. «...Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, — говорит Достоевский, — а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...» Для него чрезвычайно важна эмоциональная, человеческая суть христианства. Недаром в письме к Фонвизиной он говорит, что если бы истина была вне Христа, то он предпочел бы остаться со Христом, нежели с истиной. То есть в конечном счете с человеческим, страдательным, уязвимым. Хотя во многом Толстой и Достоевский совпадают: оба они стремятся к благу, хотя, может быть, по-разному понимаемому.

Накануне исполнения приговора, вынесенного первомартовцам, философ Владимир Соловьев, выступая с лекцией, напомнил слушателям, что сегодня должны быть казнены шесть человек; но если царь — воплощение народной справедливости, он должен их помиловать. Достоевского уже не было в живых, но Соловьев фактически повторил мысль Федора Михайловича о государстве как церкви. Интересно, что в это же время Толстой написал Александру III письмо с просьбой о помиловании первомартовцев.

— Ваша телепередача «Игра в бисер» — одна из самых популярных в своем сегменте. Как родилась ее идея и благодаря чему удалось выжить на нашем телевидении, где у руководства большинства каналов культура не в почете, поскольку не возвышает рейтингов?

— Вообще-то это рекорд: мы 12 лет в эфире. Передача остается резонансной, у нее постоянная, заинтересованная и доброжелательная аудитория. Мне пишут многие зрители, они и на книжной ярмарке подходили со словами благодарности, это очень обязывает... Хотя, казалось бы, формат сугубо камерный: ни музыки, ни визуального сопровождения, ни других поддерживающих эффектов. Просто откровенный, желательно интеллектуальный разговор... В месяц выходят, как правило, четыре программы, мне нужно внимательно прочитать четыре текста и большую сопутствующую литературу, на это уходит довольно много времени.

А начиналось все осенью 2011 года, когда на канале «Россия-Культура» задумались о запуске новой передачи. Я предложил формат, названный по имени романа Германа Гессе. У него «игра в бисер» — это игра всеми смыслами бытия. Мы, конечно, не претендуем на такой охват, но стараемся постичь суть того или иного произведения мировой литературы. И хотя я по традиции заканчиваю каждую программу фразой «Читайте и перечитывайте классику», — в последнее время мы расширили круг обсуждаемой литературы: помимо ушедших обсудили тогда еще здравствовавшего Евгения Евтушенко, затем наших современников — А. Городницкого, А. Кушнера, Е. Рейна, Ю. Ряшенцева... То есть — от Софокла до Водолазкина...

Телепередача «Игра в бисер» уже 12 лет остается одним из хитов российского интеллектуального телеэфира

— Как определяете тему?

— Что-то предлагаю я, что-то — редакторы канала, что-то — сами телезрители. Иногда персоналия диктуется датами: на днях, например, отмечалось столетие Расула Гамзатова и, конечно, мы не могли остаться в стороне. Я с радостью говорю в эфире о любимых мною поэтах военного поколения — Б. Слуцком, Е. Винокурове, К. Ваншенкине, Ю. Левитанском, А. Межирове (кстати, столетие которого — 26 сентября). Всех их я знал лично. Ну и, конечно, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Бродский — без них невозможно представить себе ХХ век.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4400
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3983
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...