Главная Культура 16:55 12 Мая 2023 2183
Алексей Фаддеев: Мужество – это умение нести ответственность за свою семью

Проверяет жизнь на зрелость и чувства героя фильма «Маскерад», чей образ воссоздал Алексей

Анна Чепурнова
В роли Арбенина. Изображения предоставлены Kinoburo.ru

Вчера на экраны страны вышел романтический триллер Михаила Шевчука «Маскерад». Он создан по мотивам пьесы Лермонтова, да, собственно, и говорят герои исключительно его стихами. Но действие перенесено в наши дни, звучит рок-музыка, а некоторые сюжетные повороты и особенно развязка драмы изрядно удивят знакомых с классическим произведением зрителей. Впрочем, мы постарались удержаться от спойлеров в беседе с исполнившим роль Арбенина актером Алексеем Фаддеевым.

– Как вы, ученик страстного поборника классики Юрия Мефодьевича Соломина и артист руководимого им Малого театра – признанного оплота академической школы – согласились участвовать в картине, где финал драмы Лермонтова кардинально изменен?

– Конечно, сначала это сюжетное решение изрядно меня удивило, я-то привык к классической развязке, в которой Неизвестный приходит к Арбенину и обрекает его на муки душевного ада. Но Миша Шевчук убедил меня, объяснив, что в одной из редакций своей пьесы сам Лермонтов задумывал именно тот финал, который мы играем. К слову, Шевчук об этом фильме мечтал много лет.

– Вы давно с ним знакомы?

– С середины 90-х годов. Миша занимал меня уже в своих первых режиссерских работах, в 2006 году на съемках его фильма «Главный калибр» я впервые встретился со своей будущей женой Глафирой Тархановой. Но потом больше 10 лет мы с Шевчуком не работали, поэтому для меня стало неожиданностью, когда он вдруг позвонил и предложил сыграть Арбенина. Пробы у Миши шли долго, я так понял, что он сначала рассматривал на эту роль каких-то других актеров, была у него и мысль сделать Арбенина человеком за 60. Но в итоге он остановил выбор на мне.

– А вы до этого проекта когда-нибудь хотели сыграть главного героя «Маскарада»?

– Честно говоря, никогда об этом не мечтал. В Малом театре, где я работаю уже почти четверть века, эту роль играл Борис Клюев, замечательный артист, по-отечески ко мне относившийся, мы с ним приятельствовали. И мне всегда казалось, что роль Арбенина – это бенефис для большого возрастного актера. Хотя сам Лермонтов пьесу написал в 21 год, и я не перестаю удивляться, как он, будучи столь юным, сумел так точно и, не побоюсь слова, красиво передать мысли такого зрелого человека, как его герой. Правда, в начале ХIХ века взрослели раньше, чем сейчас, а мужчины в 40 лет уже считались стариками.

– Что было для вас на съемках самым сложным?

– Обытовить стих, сделать его прямой речью. Во время нашего продолжительного репетиционного периода Миша мне объяснял: «Говори, представляя, как будто это герои «Клана Сопрано» общаются между собой стихами». Но я не сразу смог этого добиться. И сами стихи с их частыми перебивками ритма пришлось долго учить, в «Маскараде» они не так просты для запоминания, как, скажем, лермонтовское же «Бородино».

А еще – не так легко оказалось изображать рок-музыканта, хотя некий опыт у меня имеется, в подростковом возрасте я был барабанщиком в панк-группах. Мне очень нравится музыка к нашему фильму, созданная композиторами Павлом Смирновым, Григорием Сантони и Леонидом Шешениным. У них единственных получилось написать мелодии на стихи Лермонтова в рок-стилистике – у всех остальных, кто пробовал это сделать для нашего фильма, выходили либо романсы, либо бардовская песня.

Герои картины говорят стихами Лермонтова, но интонациями членов клана Сопрано (в роли Казарина – Даниил Спиваковский)

– Благодаря измененному финалу Арбенин в картине становится благородным героем, но в вашем репертуаре такие персонажи – редкость...

– Да, вот и моя жена, увидев постер к «Маскераду», сказала: «А глаза у тебя на нем добрые». На самом деле, я еще с института знаю, что обладаю так называемым «отрицательным обаянием», и не переживаю по поводу того, что роли положительных героев мне не достаются. В студенческие годы за мной закрепилось амплуа «фат», то есть негодяй, бретер. Недавно, кстати, я опять в нем выступил, сыграв игрока, мошенника и афериста в заглавной роли последней премьеры Малого театра – мюзикле Алексея Франдетти «Свадьба Кречинского».

Маскарадом, сгущающим тучи над Ниной (Анастасия Шевчук), в фильме Михаила Шевчука стал рок-концерт

– Арбенин тоже игрок. А как вы сами относитесь к азартным играм?

– Отрицательно. Но люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность продлить мое детство, поиграть в того, кем я никогда не был. И чего я только на фильмах ни делал: с парашютом прыгал, на лошади научился скакать, фехтовал… Что может быть лучше для романтичного мальчишки из провинции, каким я когда-то ехал в Москву из Рязани, чтобы поступить в Щепкинское училище? Конечно, моя профессия очень затратная и физически, и морально. Например, на съемках фильма «Скиф», одной из самых сложных работ в моей жизни, для меня вообще все могло очень плачевно закончится, потому что каскадерские трюки я делал исключительно сам. Дело в том, что во всех кадрах должно было быть четко видно мое лицо. И в «Маскераде» тоже важен крупный план, так что и тут меня не дублировали.

Герои действуют в современной обстановке, но суть их драмы вечна

– Но если верить «Википедии», среди ваших специальностей, помимо актерской, названа и каскадерская.

– Вообще-то это не так. На заре туманной юности, когда я только окончил театральное училище и отслужил в армии, мне очень хотелось работать в кино, и в нескольких картинах я действительно снялся в качестве так называемого «играющего каскадера». Это когда надо сыграть сцену, а потом упасть или подраться, то есть выполнить какие-то простые трюки. Но на самом деле я, конечно, не каскадер – это отдельная, очень сложная и опасная профессия, а в нашей стране еще и довольно бесправная. Я со многими каскадерами дружу и уважаю их за то, что они рискуют жизнью, выполняя тяжелую работу ради любви к кино.

– Какую свою кинороль вы считаете поворотной?

– Поворотным для меня стало знакомство с режиссером Рустамом Мосафиром 10 лет назад. Он снимал продолжение сериала «Розыск», а я в нем играл одного из главных героев. Потом мы вместе работали над «Скифом», который посмотрела вся кинотусовка, ведь ни до него, ни после подобное «дарк фэнтази» в нашей стране никто не снимал. А вот сейчас мы с Рустамом выпустили «Короля и шута» – единственный в своем роде сериал в жанре «панк-сказка». На съемках этого фильма для меня тоже произошло поворотное событие – помимо того, что я там снимался, я еще и работал в режиссерской группе в качестве актерского коуча. Например, репетировал с ребятами, игравшими членов знаменитой панк-группы. Они все профессиональные артисты – не музыканты, а нужно было, чтобы они для правдоподобия хоть как-то на инструментах заиграли. И у них это получилось! Сам я в сериале играю заглавного героя знаменитой песни «Охотник Себастьян», которую исполняла группа «Король и шут». А еще, в 5-й серии, у меня роль бандита, похитившего Горшка и требующего за него выкуп.

– У вас четыре сына! Остается ли с такой напряженной работой время на совместный досуг с семьей?

– К сожалению, нам редко удается собраться всем вместе – в Москве ли, в деревне или в отпускной поездке, поскольку жена тоже плотно занята на съемках. Случается, что я с двумя средними сыновьями куда-то уезжаю: например, один раз мы были в Зеленоградске. А так – иногда удается сообща посмотреть какой-то фильм, хотя выбрать его сложно, потому что у мальчиков разные вкусы, да и по характеру они все очень отличаются друг от друга. И у каждого свое детско-юношеское «помешательство» на чем-то. Например, у одного из сыновей это «Формула-1» и все про гонщиков. Он нам с женой каждый день рассказывает о том, что теперь никто из них не разбивается. Видимо, для себя что-то планирует... Вообще, мне кажется, Глаше, как единственной в нашей семье женщине, приходится тяжеловато в такой сугубо мужской компании.

– Часто ли вам приходилось сниматься вместе с Глафирой уже после свадьбы?

– Нет, мы обычно даже отказываемся от совместных кинопроб. Мне легче играть любовь к партнерше, с которой меня в жизни ничего не связывает. Признаваться в своих чувствах жене перед съемочной группой гораздо тяжелее. Так что после свадьбы в работе нам с Глашей пришлось пересечься, по-моему, только дважды: в фильме «Бесы», где у нас были небольшие роли и наши персонажи не встречались в кадре, и в вышедшем в прошлом году 4-серийном проекте «Иду за тобой». Там мы сыграли супругов, но нам изначально сказали, что телеканал, для которого снимается картина, заинтересован именно в нашей паре. Чувствовал я себя в этой работе не очень комфортно.

– А когда вы только познакомились с женой, кто из вас первый проявил интерес?

– У нас все как-то одновременно происходило. Вообще, по-моему, мужчины, считающие, что именно они выбирают и завоевывают будущую супругу, сильно ошибаются. Выбор всегда делают женщины, и они же потом в основном принимают решения в семье. То, что мужчина должен бить кулаком по столу и орать «как я сказал, так и будет» – выдумки для не очень умных людей. Потому что мужество – это не крик и скандалы, а умение нести ответственность за свою семью.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?