Проверяет жизнь на зрелость и чувства героя фильма «Маскерад», чей образ воссоздал Алексей
Вчера на экраны страны вышел романтический триллер Михаила Шевчука «Маскерад». Он создан по мотивам пьесы Лермонтова, да, собственно, и говорят герои исключительно его стихами. Но действие перенесено в наши дни, звучит рок-музыка, а некоторые сюжетные повороты и особенно развязка драмы изрядно удивят знакомых с классическим произведением зрителей. Впрочем, мы постарались удержаться от спойлеров в беседе с исполнившим роль Арбенина актером Алексеем Фаддеевым.
– Как вы, ученик страстного поборника классики Юрия Мефодьевича Соломина и артист руководимого им Малого театра – признанного оплота академической школы – согласились участвовать в картине, где финал драмы Лермонтова кардинально изменен?
– Конечно, сначала это сюжетное решение изрядно меня удивило, я-то привык к классической развязке, в которой Неизвестный приходит к Арбенину и обрекает его на муки душевного ада. Но Миша Шевчук убедил меня, объяснив, что в одной из редакций своей пьесы сам Лермонтов задумывал именно тот финал, который мы играем. К слову, Шевчук об этом фильме мечтал много лет.
– Вы давно с ним знакомы?
– С середины 90-х годов. Миша занимал меня уже в своих первых режиссерских работах, в 2006 году на съемках его фильма «Главный калибр» я впервые встретился со своей будущей женой Глафирой Тархановой. Но потом больше 10 лет мы с Шевчуком не работали, поэтому для меня стало неожиданностью, когда он вдруг позвонил и предложил сыграть Арбенина. Пробы у Миши шли долго, я так понял, что он сначала рассматривал на эту роль каких-то других актеров, была у него и мысль сделать Арбенина человеком за 60. Но в итоге он остановил выбор на мне.
– А вы до этого проекта когда-нибудь хотели сыграть главного героя «Маскарада»?
– Честно говоря, никогда об этом не мечтал. В Малом театре, где я работаю уже почти четверть века, эту роль играл Борис Клюев, замечательный артист, по-отечески ко мне относившийся, мы с ним приятельствовали. И мне всегда казалось, что роль Арбенина – это бенефис для большого возрастного актера. Хотя сам Лермонтов пьесу написал в 21 год, и я не перестаю удивляться, как он, будучи столь юным, сумел так точно и, не побоюсь слова, красиво передать мысли такого зрелого человека, как его герой. Правда, в начале ХIХ века взрослели раньше, чем сейчас, а мужчины в 40 лет уже считались стариками.
– Что было для вас на съемках самым сложным?
– Обытовить стих, сделать его прямой речью. Во время нашего продолжительного репетиционного периода Миша мне объяснял: «Говори, представляя, как будто это герои «Клана Сопрано» общаются между собой стихами». Но я не сразу смог этого добиться. И сами стихи с их частыми перебивками ритма пришлось долго учить, в «Маскараде» они не так просты для запоминания, как, скажем, лермонтовское же «Бородино».
А еще – не так легко оказалось изображать рок-музыканта, хотя некий опыт у меня имеется, в подростковом возрасте я был барабанщиком в панк-группах. Мне очень нравится музыка к нашему фильму, созданная композиторами Павлом Смирновым, Григорием Сантони и Леонидом Шешениным. У них единственных получилось написать мелодии на стихи Лермонтова в рок-стилистике – у всех остальных, кто пробовал это сделать для нашего фильма, выходили либо романсы, либо бардовская песня.
– Благодаря измененному финалу Арбенин в картине становится благородным героем, но в вашем репертуаре такие персонажи – редкость...
– Да, вот и моя жена, увидев постер к «Маскераду», сказала: «А глаза у тебя на нем добрые». На самом деле, я еще с института знаю, что обладаю так называемым «отрицательным обаянием», и не переживаю по поводу того, что роли положительных героев мне не достаются. В студенческие годы за мной закрепилось амплуа «фат», то есть негодяй, бретер. Недавно, кстати, я опять в нем выступил, сыграв игрока, мошенника и афериста в заглавной роли последней премьеры Малого театра – мюзикле Алексея Франдетти «Свадьба Кречинского».
– Арбенин тоже игрок. А как вы сами относитесь к азартным играм?
– Отрицательно. Но люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность продлить мое детство, поиграть в того, кем я никогда не был. И чего я только на фильмах ни делал: с парашютом прыгал, на лошади научился скакать, фехтовал… Что может быть лучше для романтичного мальчишки из провинции, каким я когда-то ехал в Москву из Рязани, чтобы поступить в Щепкинское училище? Конечно, моя профессия очень затратная и физически, и морально. Например, на съемках фильма «Скиф», одной из самых сложных работ в моей жизни, для меня вообще все могло очень плачевно закончится, потому что каскадерские трюки я делал исключительно сам. Дело в том, что во всех кадрах должно было быть четко видно мое лицо. И в «Маскераде» тоже важен крупный план, так что и тут меня не дублировали.
– Но если верить «Википедии», среди ваших специальностей, помимо актерской, названа и каскадерская.
– Вообще-то это не так. На заре туманной юности, когда я только окончил театральное училище и отслужил в армии, мне очень хотелось работать в кино, и в нескольких картинах я действительно снялся в качестве так называемого «играющего каскадера». Это когда надо сыграть сцену, а потом упасть или подраться, то есть выполнить какие-то простые трюки. Но на самом деле я, конечно, не каскадер – это отдельная, очень сложная и опасная профессия, а в нашей стране еще и довольно бесправная. Я со многими каскадерами дружу и уважаю их за то, что они рискуют жизнью, выполняя тяжелую работу ради любви к кино.
– Какую свою кинороль вы считаете поворотной?
– Поворотным для меня стало знакомство с режиссером Рустамом Мосафиром 10 лет назад. Он снимал продолжение сериала «Розыск», а я в нем играл одного из главных героев. Потом мы вместе работали над «Скифом», который посмотрела вся кинотусовка, ведь ни до него, ни после подобное «дарк фэнтази» в нашей стране никто не снимал. А вот сейчас мы с Рустамом выпустили «Короля и шута» – единственный в своем роде сериал в жанре «панк-сказка». На съемках этого фильма для меня тоже произошло поворотное событие – помимо того, что я там снимался, я еще и работал в режиссерской группе в качестве актерского коуча. Например, репетировал с ребятами, игравшими членов знаменитой панк-группы. Они все профессиональные артисты – не музыканты, а нужно было, чтобы они для правдоподобия хоть как-то на инструментах заиграли. И у них это получилось! Сам я в сериале играю заглавного героя знаменитой песни «Охотник Себастьян», которую исполняла группа «Король и шут». А еще, в 5-й серии, у меня роль бандита, похитившего Горшка и требующего за него выкуп.
– У вас четыре сына! Остается ли с такой напряженной работой время на совместный досуг с семьей?
– К сожалению, нам редко удается собраться всем вместе – в Москве ли, в деревне или в отпускной поездке, поскольку жена тоже плотно занята на съемках. Случается, что я с двумя средними сыновьями куда-то уезжаю: например, один раз мы были в Зеленоградске. А так – иногда удается сообща посмотреть какой-то фильм, хотя выбрать его сложно, потому что у мальчиков разные вкусы, да и по характеру они все очень отличаются друг от друга. И у каждого свое детско-юношеское «помешательство» на чем-то. Например, у одного из сыновей это «Формула-1» и все про гонщиков. Он нам с женой каждый день рассказывает о том, что теперь никто из них не разбивается. Видимо, для себя что-то планирует... Вообще, мне кажется, Глаше, как единственной в нашей семье женщине, приходится тяжеловато в такой сугубо мужской компании.
– Часто ли вам приходилось сниматься вместе с Глафирой уже после свадьбы?
– Нет, мы обычно даже отказываемся от совместных кинопроб. Мне легче играть любовь к партнерше, с которой меня в жизни ничего не связывает. Признаваться в своих чувствах жене перед съемочной группой гораздо тяжелее. Так что после свадьбы в работе нам с Глашей пришлось пересечься, по-моему, только дважды: в фильме «Бесы», где у нас были небольшие роли и наши персонажи не встречались в кадре, и в вышедшем в прошлом году 4-серийном проекте «Иду за тобой». Там мы сыграли супругов, но нам изначально сказали, что телеканал, для которого снимается картина, заинтересован именно в нашей паре. Чувствовал я себя в этой работе не очень комфортно.
– А когда вы только познакомились с женой, кто из вас первый проявил интерес?
– У нас все как-то одновременно происходило. Вообще, по-моему, мужчины, считающие, что именно они выбирают и завоевывают будущую супругу, сильно ошибаются. Выбор всегда делают женщины, и они же потом в основном принимают решения в семье. То, что мужчина должен бить кулаком по столу и орать «как я сказал, так и будет» – выдумки для не очень умных людей. Потому что мужество – это не крик и скандалы, а умение нести ответственность за свою семью.