Сегодня очевидно, что в самой основе формирования современного мира и глобальной экономики нефть и нефтепродукты сыграли одну из ключевых ролей. Но важны они не только как компонент глобальной макроэкономической среды. В современном мире практически все, что ежедневно окружает нас в быту, имеет прямое или косвенное отношение к нефти и нефтепродуктам. Иными словами, без нефти окружающий нас мир выглядел бы совсем иначе.
Вопреки расхожему мнению о том, что на горизонте у нефтяной отрасли замаячил конкурент в виде так называемой возобновляемой энергетики, именно углеводороды до сих пор используются не только для получения энергии, но и в качестве сырья для изготовления материалов (пластиков и синтетических волокон), необходимых для производства основных компонентов ветряных и солнечных электростанций. И альтернативы этим материалам сегодня нет.
Однако нефть является не только основным источником энергии для добычи сырья, а также производства, обработки и транспортировки материалов и продуктов, используемых во всех сферах жизни. Без переработки нефти было бы невозможно изготовление современных удобрений для культур, которые мы употребляем в пищу ежедневно, производство целого ряда пищевых добавок, лекарств, косметики, одежды, автомобильных компонентов (для электрокаров в том числе), электроники и многого другого.
Перечень предметов и материалов, сделанных из нефти, можно продолжать довольно долго. Сегодня многие из них изготавливаются в России благодаря компаниям, которые пошли по пути импортозамещения, создавая собственные уникальные технологии. В России одной из ключевых компаний, обладающих своими разработками в области нефтехимии и нефтепереработки, является «Роснефть».
На этой неделе — с 9 по 11 апреля — в павильоне компании на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия» компания провела тематические дни «Сделано из нефти», в ходе которых специалисты рассказывали о самых важных технологиях для современного человека.
Топливо и масла
По своей сути нефть, в том виде, в котором она добывается из скважины, — это смесь сотен и тысяч веществ, большая часть которых относится к жидким углеводородам и органическим соединениям. Остальные компоненты смеси, которую извлекают из скважин, — растворенные углеводородные газы, вода, минеральные соли, растворы солей, органических кислот и другие примеси в виде глины, песка или известняка.
Большая часть необходимых человеку продуктов, получаемых из этой смеси, — это органические соединения из нефти и газа, то есть получаемые в процессе нефтепереработки и нефтегазохимии.
В ходе мероприятий в павильоне «Роснефти» состоялась презентация бизнеса смазочных материалов от дочерней компании «РН-Смазочные материалы», на которой представитель направления рассказала о продуктах нефтепереработки, занимающих особое место, — от масел для автомобильных двигателей до смазок для высокоточного приборостроения и космической техники. Всего этот ассортимент товарной продукции включает более тысячи наименований, а ее высокое качество ценится как специфическими промышленными, так и рядовыми потребителями.
«Роснефть» выпускает все виды существующих в мире топлив: для легковых автомобилей и тяжелой техники, морских судов и гражданской авиации. На сегодняшний день каждый третий автомобиль в стране заправлен топливом «Роснефти». И даже плавность хода механизмов знаменитых на весь мир часов-курантов на Спасской башне Московского Кремля обеспечивается смазочными материалами компании.
Как рассказал представитель «Роснефти» в павильоне на ВДНХ, по итогам 2023 года нефтяная компания получила более 70 патентов на инновационные изобретения, в числе которых, к примеру, известный среди посвященных многофункциональный пакет присадок PH-SL к моторным маслам, повышающий их эксплуатационные свойства.
Резина, пластик и краски
Сегодня нефтепродукты являются не только топливом для двигателя прогресса, но и колесами для его «локомотива». Помимо масел и сервисных жидкостей, топлив всех видов, а также присадок к ним из углеводородов изготавливаются автомобильные шины с применением синтетического каучука.
На сегодняшний день почти 50% каучука, используемого в автомобильных шинах для легковых автомобилей, является синтетическим, и пропорция натурального каучука увеличивается в производстве шин лишь для более тяжелой техники.
Помимо использования в производстве покрышек с применением синтетических каучуков изготавливаются и другие компоненты автомобилей: двери, багажники, уплотнители стекол, зубчатые ремни и шланги. Внедрение синтетических каучуков в производство автомобилей сделало их более скоростными, мощными и надежными.
Даже в производстве кузовов автомобилей компании давно используют не только традиционные материалы, такие как сталь и алюминий, но и более современные материалы, которые являются по своей сути продуктами переработки нефти, — это и стеклопластик, и различные виды пластмассы, так называемый кевлар. Стеклопластик представляет собой волокнистый наполнитель, пропитанный полимерными смолами, кевлар — углеродное волокно и стекловолокно, или стеклоткань. Эти два материала являются наиболее распространенными в производстве современных автомобилей.
Но и сам по себе металлический кузов автомобиля не обходится без применения химических продуктов в виде лакокрасочных защитных материалов. Сегодня они являются многокомпонентными композициями, в составе которых различные добавки, призванные улучшить свойства продукта. Например, эластичность покрытий, стойкость к старению, огню, УФ-излучениям, обесцвечиванию.
Большинство синтетических красителей, растворителей и прочих соединений получают из нефтепродуктов. Поэтому и красочному миру вокруг себя мы обязаны нефти.
Уникальный полимер
Благодаря собственному корпоративному научному блоку в «Роснефти» не только производятся продукты нефтехимии и нефтепереработки, которые потом становятся компонентами автомобильных экстерьеров и интерьеров, но и разрабатывают новые.
Некоторое время назад ученые «Роснефти» разработали группу композитных материалов, стекло- и углепластики на основе которых в 3-4 раза превосходят по трещиностойкости аналогичные материалы на эпоксидных связующих. Обладая низкой плотностью, эти пластики продемонстрировали на испытаниях высокую ударопрочность, которая сохраняется при низких температурах — до минус 60 градусов по Цельсию. Новый материал оказался настолько уникальным, что способен заменять металл, стеклопластик и ряд существующих полимеров.
Асфальт под ногами
Города без асфальтированных тротуаров и дорог сегодня представить особенно трудно, и, пожалуй, это одна из самых главных составляющих нашей повседневной жизни, без которой все бы в буквальном смысле остановилось. Но из чего делают асфальт? В его состав входят битум, песок, щебень или гравий, а также минеральные добавки и наполнители. Единственным неизменным компонентом остается битум, остальные составляющие добавляются в разных пропорциях. А сам битум получают из остатков от перегонки смолистой нефти, крекинга и очистки масла.
Причем, как известно, битум используется не только в дорожном строительстве, но и для гидроизоляции, в производстве кабелей, кровли, аккумуляторов, лакокрасочной продукции и металлургии.
Один из самых уникальных и высокотехнологичных продуктов из битума с повышенными эксплуатационными характеристиками — «Альфабит», который использовался на скоростных трассах «Формулы-1» в России, — производит дочернее предприятие «Роснефти» «РН-Битум». В общей сложности компания выпускает и поставляет на рынок несколько десятков марок битумных вяжущих.
Одежда, лекарства, еда и косметика
Помимо более или менее очевидных продуктов вторичной переработки нефти в современном мире существуют отрасли, которые в неменьшей степени зависят от нефти. Одной из них является производство одежды. По разным данным, в среднем синтетические волокна, получаемые из нефти и газа, составляют около 69% современного текстильного производства. Целый ряд материалов, из которых делают сегодня одежду, в каком-то смысле когда-то были нефтью, и они идеально подходят под разные сценарии их использования.
Акрил идеально подходит для создания теплой и стильной одежды для холодного времени года — свитеров, шарфов и шапок. Полиэстер подходит для пошива одежды, поскольку придает материалу упругость, износостойкость, мало мнется, сохраняет форму и цвет. Капрон, нейлон, эластан, полиамид необходимы для производства обширного ассортимента капроновых колготок, чулок и носков. Холлофайбер — наполнитель нового поколения, который используют при производстве подушек, одеял и пуховиков. Искусственный мех изготовлен, как правило, из 100-процентного акрила в качестве имитации ворса и 100-процентного полиэстера как основы. Флис по своей сути — трикотажное полотно из полиэстера. Так называемая экокожа — это двухслойный материал, в основе которого тканое полотно с нанесенным сверху слоем полимера, окрашенным в необходимый цвет. В качестве бюджетных вариаций и в качестве основы используется полиэстер. А вот верх делают всегда из полиуретана. Полиуретан — заменитель резины. Из него изготавливают подошвы для обуви, автомобильные шины, искусственные камни, а также целое семейство клеев, герметиков и т. д.
Использованию продуктов нефтепереработки и нефтехимии для изготовления лекарств и вовсе уже полтора века. В 1834 году при перегонке каменноугольной смолы был открыт фенол, а технология получения из него салициловой кислоты, а по сути аспирина, разработана была еще в 1874 году. С тех пор ацетилсалициловая кислота стала одним из самых популярных в мире лекарственных средств. Помимо аспирина из нее производится антисептик фенилсалицилат, применяемый для лечения колитов и других желудочно-кишечных заболеваний.
Еще один показательный пример вклада нефтяной промышленности в фармацевтику относится к 30-м годам прошлого века, когда из анилина, который производят из нитробензола, были получены первые антимикробные препараты — сульфаниламиды: сульфидин, стрептоцид, сульфадимезин. Именно они произвели настоящую революцию в лечении заболеваний, вызванных микроорганизмами.
Сегодня различные производные нефти используют в составе препаратов, помогающих избавиться от аллергии, головной боли, стресса, инфекционных заболеваний, а эфиры и спирты применяются для производства антибиотиков.
Нефть занимает свое место и в пищевой промышленности. Многие из красителей и консервантов, разрешенных к использованию в изготовлении продуктов, искусственные и имеют синтетическую основу. Например, краситель E129 под названием «красный очаровательный АС» или консервант Е211 бензоат натрия. Обнаружить нефть под названием «пищевой парафин» можно и в составе некоторых шоколадных конфет. Основа каждой жевательной резинки — нефтеполимерные смолы, полиэтиленовые и парафиновые, аромат и вкус жвачки — красители и ароматизаторы, которые зачастую делаются из той же нефти. Из продуктов переработки нефти делают ванилин — ароматизатор с насыщенным ароматом. Торты, пирожные с ванильным кремом, ванильный латте и ванильный пломбир — все они, скорее всего, приготовлены с использованием ванилина, который, в свою очередь, делают из ароматического углеводорода бензола. Кстати, из бензола также делают искусственный сахарозаменитель сахарин. Из продуктов нефтепереработки делают консерванты, продлевающие срок годности продуктов.
Благодаря нефти у современных людей есть лаки для волос и ногтей, карандаши для век, тушь для ресниц, пудра, тени, губная помада, многие кремы, пены, гели, шампуни. В косметике используется сразу несколько нефтепродуктов.
Парафин, который является смесью твердых углеводородов метанового ряда, используют как регулятор вязкости для получения искусственного вазелина и парафиновых масок и как загуститель. Вазелин (смесь твердых и жидких высокомолекулярных углеводородов) — в качестве основы для производства кремов и декоративной косметики. Минеральное масло, получаемое в результате глубокой очистки веретенного масла, получаемого при перегонке нефти, используют для приготовления кремов, губных помад и душистого вазелина. Вазелиновое масло, представляющее из себя жидкий парафин, применяется для приготовления вазелина, массажных средств, кремов и губных помад. Парфюмерное масло, состоящее из смеси углеводородов и являющееся высокоочищенным вазелиновым маслом, применяют для приготовления вазелина, губных помад, зубных паст. Все это сделано из нефти.