Кремль в пятницу, 12 февраля в очередной раз выразил озабоченность обнищанием российского населения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ходе общения с журналистами охарактеризовал ситуацию как «напряженную».
«Действительно, пока ситуация в этом плане достаточно напряженная, действительно, имеет место нежелательная тенденция по состоянию по прошлому году, ведется работа», - заявил официальный представитель президентской администрации.
При этом Песков отметил, что глава государства Владимир Путин уже не раз говорил о необходимости повысить доходы населения.
«Безусловно, эта та статистика, которая показывает необходимость дальнейшей скоординированной работы. Президент неоднократно говорил, что главная задача – это купирование негативных последствий кризисных мировых явлений, которые приводят к падению жизненного уровня, и вывод траектории в сторону роста», – уточнил представитель Кремля.
Затянувшееся пике
Заявление Пескова последовало в ответ на просьбу журналистов прокомментировать январские данные Росстата.
28 января статистическое ведомство опубликовало отчет с данными о том, что за прошедший год реальные располагаемые доходы граждан сократились на 3,5%. Это худший результат с 2016 года, когда официальная статистика зафиксировала падение этого показателя на 4,5%. Также данные Росстата за 2020-й оказались хуже прогноза Минэкономразвития, которое ожидало падения не более чем на три процента.
Формально разница вроде бы невелика; однако, когда речь идет о стране с населением в 140 миллионов человек – даже десятые доли процента означают усыхание внутреннего рынка на сотни миллиардов рублей. Это сокращение прибылей малого и среднего бизнеса, как следствие – рост безработицы и дальнейшее обеднение всего общества.
Официально власти винят во всем эпидемию коронавируса и вызванные ею экономические неурядицы. Но в реальности тот же Росстат фиксировал падение реально располагаемых доходов населения с 2014 по 2017 годы, и лишь в 2018- 2019-х трехлетнее пике сменилось стагнацией. В 2019-м даже был обнаружен символический рост доходов – на 0,1%.
Таким образом, проблема существует уже шесть лет. Пандемия только усугубила и обострила ее, поставив значительную часть населения буквально на грань выживания.
И это, увы, не гипербола: накануне зампредседателя гордумы Новосибирска – третьего по числу жителей мегаполиса РФ – заявил, что восьми процентам горожан перестало хватать денег даже просто на еду. Для того, чтобы решить проблему, местные депутаты рассматривают возможность введения электронных продуктовых карточек. Правда, нуждающимся, а называя вещи своими именами - голодающим новосибирцам, придется в этом отношении потерпеть до следующего года: разработать механизм реализации таких карточек быстрее местные власти никак не смогут.
Работа – для гастарбайтеров?
На этом фоне лоббисты крупных компаний продолжают проталкивать завоз в страну трудовых мигрантов, которые были удалены из России вследствие противоэпидемических мер.
В декабре строительное лобби крупных компаний при помощи Минстроя продавивло завоз мигрантов на свои стройки, обосновывая это тем, что якобы в 50 регионах страны из 85 не хватает строителей.
Далее эстафету подхватило Министерство сельского хозяйства: на днях первый замглавы ведомства Джамбулат Хатуов заявил, что предприятиям агропромышленного комплекса недостает 40 тысяч работников, и спасти ситуацию могут лишь квалифицированные кадры из Узбекистана и Таджикистана.
В реальности никакой проблемы в замене гастарбайтеров россиянами нет. Есть огромное нежелание крупных компаний платить за своих работников налоги. Налоговая система РФ устроена таким образом, что при окладе в 60 тысяч рублей работодателю приходится заплатить государству за своего сотрудника чуть меньше 26 тысяч налогов (НДФЛ плюс отчисления в пенсионный и другие фонды). Обналичка той же суммы обойдется ему в 8 – 9 тысяч. Разницу в 17 тысяч можно положить в карман или перегнать на офшорный счет. Нетрудно посчитать, что при таких раскладах наем строительной фирмой или крупным агрохолдингом всего одной тысячи трудолюбивых мигрантов позволяет ежемесячно прикарманивать около 17 миллионов рублей.
По данным МВД, в декабре прошлого года в РФ находилось 6,3 миллиона гастарбайтеров, против обычных 9 – 11 миллионов. Но даже при столь урезанном составе иностранцы смогли вывести из страны миллиарды, притом не рублей, а долларов. Только за первые шесть месяцев и только выходцами из Киргизии был отправлен на родину 1 миллиард долларов, что сопоставимо с доходами всего киргизского бюджета за тот же период. Эти деньги навсегда потеряны для российской экономики, малого бизнеса, сферы услуг и налоговой службы, которой не так давно руководил нынешний премьер-министр Михаил Мишустин.
В конце прошлого года заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин отмечал, что недостаток иностранной рабсилы привел к 25-30-процентному росту зарплат в отрасли. Понятно, что бизнесу «интересней» нанимать бесправных азиатов, платить им по минимуму и не тратиться на охрану труда. Однако основной массе российского населения рост зарплат как раз очень и очень нужен. Настолько, что об этом теперь заговорили даже в Кремле.