Потомственный военный аристократ 37-летний полковник фон Штауффенберг не делал секрета из своего презрения к Гитлеру, называя его "главным паразитом" Германии. Он не желал, чтобы "австрийский ефрейтор" увлек за собой в могилу всю армию. Германский офицер считал: "Остановить войну, спасти армию - значит спасти родину". И он не был одинок в этом убеждении, оказавшись в числе военных, стоявших во главе заговора.
В конце июня 1944 года Штауффенберг был назначен начальником штаба Резервной армии, что открывало ему доступ на совещания в полевой ставке Верховного командования германской армии "Вольфшанце" ("Волчье логово") возле города Растенбурга в Восточной Пруссии. В тот день он прибыл в секретный бункер с портфелем, в котором находилась бомба, начиненная экзогеном - английской взрывчаткой с секретных складов Абвера. Поставив его на пол в двух шагах от фюрера, полковник под благовидным предлогом удалился. Но незадолго до взрыва дежурный адъютант передвинул портфель с бомбой под тумбу стола, что и спасло жизнь Гитлеру. В результате расследования заговора в общей сложности было казнено свыше четырех тысяч человек. Самого Клауса Шенка фон Штауффенберга расстреляли в день попытки покушения во внутреннем дворе здания "Бендлерблок".
Тяжело пришлось в то время и вдове полковника-аристократа Нине фон Штауффенберг. Будучи беременной пятым ребенком, она была арестована и брошена в концлагерь. Четверых ее детей нацисты сдали в приюты Тюрингии под вымышленными именами. Лишь после войны они смогли воссоединиться со своей матерью.
Сам Гитлер после того, как чудом пережил очередное покушение на свою жизнь, окончательно уверовал в свое "высшее предназначение" и конечную победу над врагами, раз провидение решило сохранить ему жизнь. Он думал об этом уже тогда, когда выжил в окопах первой мировой войны, ослеп от английских газов, а потом снова обрел зрение, когда мститель-одиночка пытался взорвать его в 1938 году в мюнхенской пивной на традиционном сборище нацистов, которое фюрер покинул раньше обычного. Почему-то не сработала и славившаяся своей надежностью английская бомба, которую немецкие военные подсунули ему в самолет, летевший в 1943 году из Минска в Берлин.
Год назад решением федерального канцлера ФРГ за Клаусом фон Штауффенбергом официально закреплен статус героя Сопротивления. Но некоторые критики здесь говорят, что не стоит слишком идеализировать небольшую группу нацистских офицеров, устроивших заговор. Противники такого подхода считают, что подобные тенденции могут подтолкнуть горячие головы к тому, чтобы переписать историю заново.