Тревожные новости идут в эти дни из Дагестана — одного из самых неспокойных регионов России. На днях в Хасавюрте несколько тысяч человек вышли на митинг против закрытия в городе «Северной» мечети салафитов (это одна из ветвей нетрадиционного для России ислама). По некоторым данным, в акции приняли участие до 10 тысяч человек, которые прошли маршем от мечети до городской администрации. После переговоров с властями был достигнут компромисс: городские власти пообещали не закрывать мечеть.
А 9 февраля уже в Дербенте силовики задержали имама опять же салафитской мечети на территории района «Аэропорт». Его обвинили в попытке изнасилования молодой прихожанки. За имама вступилась толпа разгневанных мужчин, которую разогнали местные полицейские — им даже пришлось стрелять в воздух. Были задержаны два десятка особо буйных «освободителей». На сегодняшний день имам остается под стражей, а Дербент лихорадит.
Похоже, местные власти всерьез взялись за салафитов, которых подозревают в вербовке молодых людей для отправки в ряды запрещенного в России «Исламского государства». Кстати, в конце января в пригороде Махачкалы также была закрыта салафитская мечеть...
О том, что кроется за такими инцидентами, мы попросили рассказать эксперта Яну АМЕЛИНУ, секретаря-координатора Кавказского геополитического клуба.
— В последние пару месяцев мы видим в Дагестане, Ингушетии, да и в Чечне серьезное нагнетание ситуации. Это связано с борьбой силовиков против радикальных исламских элементов. С радикалами бороться нужно, но тревожно, когда в эти радикалы «записывают» чуть ли не всех, кто не следует канонам классического ислама. О диалоге вообще речи не идет. Столь не гибкая политика чревата последствиями, особенно в Дагестане, где есть немало мусульман, не разделяющих позицию официального духовенства. В конфликты втягиваются не боевики, а обычные граждане. К примеру, мечеть в Хасавюрте, которую вроде бы построили с неправильными документами, существует уже много лет, почему же именно сейчас вдруг всплыл вопрос о нарушениях? Такая внутриконфессиональная конфронтация может привести к радикализации. В результате самую молодую и малообразованную часть населения вытолкнут в бандподполье.