Главная Культура 19:01 05 Декабря 2020 7829
Артур Иванов: История - одна из самых неточных наук

Корреспондент «Труда» поговорил об историческом кино с актером, который часто снимается в исторических фильмах

Анна Чепурнова
Воин Лука в фильме «Грозный» вырастает в символическую фигуру: это образ всей России. Изображения предоставлены пресс-службой ВГТРК

Вокруг завершившегося на телеканале «Россия» в последние дни осени показа исторического сериала «Грозный» до сих пор не стихают ожесточенные зрительские споры. Одни отмечают кропотливость, внимание к мелочам, с какими создатели ленты погрузили своих героев в эпоху Ивана Грозного. Другие пеняют на «попсовый» подход к серьезной истории. Не обошлось и без желающих проводить бесконечные параллели между тем, что было, и тем, что есть... Обо всем этом мы решили поговорить с актером Артуром Ивановым, который часто снимается в исторических фильмах. Он играл Петра Мелехова в «Тихом Доне», Емельяна Пугачева, Петра I, Александра III, генерала Скобелева. А в каком веке ему самому хотелось бы жить?

— Среди героев сериала много знаменитых имен, но не кто иной, как ваш персонаж, выходец из народа Лука, в титрах идет сразу за Грозным. За что такая честь?

— Сценаристы хотели отразить ситуацию тех лет сквозь призму восприятия не только государя, но и обычного человека. Поэтому в фильме параллельно разворачиваются две истории.

— Мы привычно представляем себе Средневековье, особенно времена правления Ивана IV, порой сплошного мрака...

— А людям, жившим тогда, так не казалось, для них это была обыденность. То, что происходит сейчас и к чему мы привыкли, возможно, тоже будет казаться потомкам ужасным. Посмотрите хотя бы на нынешнюю ситуацию со скудеющей от вмешательства человека природой, меняющимся климатом — может, это настоящая катастрофа, которая принесет урон не меньший, чем средневековые войны? Просто мы пока не в состоянии ее оценить.

— Многие художественные исторические фильмы ругают за недостоверность, вот и «Грозному» досталось.

— По-моему, это неправильно. Если картина не документальная, ее создатели имеют право на вольности, интерпретации. Да и кто сейчас доподлинно и точно знает, как все происходило много веков назад? Нам и о развале СССР-то до сей поры неизвестно множество деталей. Летописи, мемуары? Посмотрите, сколь разноречивые сведения содержатся в воспоминаниях современников об одном и том же известном деятеле — например, Борисе Годунове! История, как мне кажется, — одна из самых неточных наук.

— «Грозный» начал сниматься в феврале этого года. Пандемия сильно нарушила планы?

— Весной пришлось делать перерыв, а когда смягчили ограничения, мы снова начали работать, периодически сдавая тесты на ковид. К счастью, никто из съемочной группы не заболел. Возвращению к съемкам я очень обрадовался, потому что на самоизоляции, в одиночестве, дни тянулись тоскливо. Зато отдохнул и задумал ремонт, который и сейчас продолжается.

— Что в работе над «Грозным» было самым приятным?

— Общение с замечательными партнерами. С Виктором Ивановичем Сухоруковым мы вели длинные беседы о жизни, о театре, а одну из сцен мы вообще придумали вместе. Очень люблю работать с Сергеем Васильевичем Маковецким — на вахтанговской сцене, в кино. Мы с ним уже встречались на съемках «Тихого Дона». Рад был познакомиться с Игорем Миркурбановым — это невероятно харизматичный человек.

— А какие трудности возникли?

Грим и одежда в историческим фильме - отдельная большая сложность, признается Артур Иванов

— Тяжеловато было за один день гримироваться два-три раза — например, сначала в старика, потом в человека среднего возраста и, наконец, в молодого. В «Грозном» использовался сложный пластический грим, наложение которого занимало около двух часов. Такого мне раньше еще не делали. Сначала на лицо клеили силикон, на нем процарапывали морщинки и шрамы, и все это закрашивалось. Затем дело доходило до парика и накладной бороды — к ней-то я уже привык за годы работы в исторических фильмах, хоть она мне и поднадоела. Но знаете, это все цветочки по сравнению с тем, как готовят к съемкам актеров в западных фантастических фильмах, когда под пластическим гримом скрыто не только лицо, но и торс, руки, ноги... Трудности профессии.

— Какими навыками для участия в исторических фильмах было сложнее всего овладеть?

— Наверное, верховой ездой, которую я начал осваивать на съемках «Тихого Дона». Знакомство с лошадьми было, что называется, задачей «на преодоление». Я боялся и самих коней, и высоты (в седле ты сидишь высоко). Получилось, хотя и со сложностями, ведь здесь у каждого свой норов — и у лошади, и у меня.

Непросто носить исторические костюмы. Помните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь говорит о непривычном для него спортивном костюме «бесовская одежа»? Хотя, по нашему ощущению, ничего удобнее быть не может. А я про себя каждый раз повторяю царевы слова, одеваясь для съемок. Представьте: рубаха почти до пола, сверху еще рубаха, потом кафтан и еще шуба: И почему наши предки так тепло одевались? Наверное, и вправду климат был прохладнее.

— Вы никогда не мечтали родиться в другую историческую эпоху?

— Я бы пожил во времена оттепели — мне они кажутся светлыми: людям забрезжили свобода и надежда. Во всяком случае так мне об этом периоде говорили заставшие его, в том числе моя мама. Меня и стиль тогдашней одежды привлекает, и музыка, которую тогда слушали.

— Вы уже 12 лет служите в Вахтанговском театре — что он значит в вашей жизни?

— Это ее основа и тыл, можно сказать, моя профессиональная семья и дом. Конечно, в театре не всегда безоблачно, но я точно знаю, что в любой момент в самой сложной жизненной ситуации найду здесь поддержку.

— На кого из коллег вы можете так положиться?

— Это мои товарищи-актеры. Художественный руководитель нашего институтского курса Владимир Владимирович Иванов (не родственник — однофамилец), который работает в нашем коллективе режиссером. К сожалению, спектакли он ставит не так уж часто, но общаемся мы постоянно, и всегда он мне что-то подсказывает: Слава богу, в моей жизни много хороших людей.

— Вы играли Шатова в спектакле «Бесы», поставленном Юрием Петровичем Любимовым за два года до его кончины. Каким вам запомнился легендарный режиссер?

— Элегантным и интеллигентным. Он всегда приходил в костюме и белой сорочке с запонками. Со всеми был на «вы», говорил «добрый вечер», «будьте любезны», «извините, пожалуйста». Хотя в его отношении к нам, молодым актерам, чувствовались снисходительность и ирония. И работать с ним было непросто. Часто он отвлекался на рассказы о каких-то случаях из жизни, вроде бы не имеющих к нашей работе прямого отношения, — например, как он встречался с Брежневым. Как всякому человеку преклонных лет ему хотелось поделиться воспоминаниями. Конечно, сейчас понимаю, что этот громадный поток информации из первых уст был бесценен. Но тогда он порядком напрягал: на репетициях про то, как можно лучше сделать роль, говорилось минут 30, а все остальное время занимали экскурсы в историю.

— Вы согласны с утверждением Гоголя, что театр — это кафедра, с которой можно сказать миру много доброго и важного?

— Бесспорно. Но в наше время, когда на сцене, кажется, уже отпущены все тормоза, театр перестает выполнять это свое назначение.

— Вы смотрите телевизор?

— Только раз в день: когда завтракаю, включаю канал «Москва 24», где сообщают о пробках, погоде и о происходящем в городе. А сериалы, в основном заграничные, смотрю в интернете. Как и передачи про культуру, научно-популярные сюжеты, посты видеоблогеров.

— А почему предпочитаете именно зарубежные сериалы?

— Из-за сценариев. По качеству съемок сейчас и отечественные не отстают, но вот по написанию самой истории (конечно, я о топовых образцах, ширпотреба и на Западе хватает), к сожалению, разрыв большой. И еще, мне кажется, в европейском или американском кино не бывает так, что в начале проекта планируется 300 съемочных дней, а по ходу дела график сжимается до 200. А у нас такое случается. Но буду справедлив: уже есть и наши очень достойные проекты — например, из того, что появилось на интернет-платформах, мне очень понравился сериал «Домашний арест».

— В «Инстаграме» вы иногда высказываетесь на актуальные политические темы.

— Хочется обсудить то, по поводу чего люди не получают сейчас полной информации. Вообще чувствую себя немного человеком из советского времени (того, о котором говорил, — оттепельного): я — за справедливость. В театре не стесняюсь ходить к директору или худруку, если возникают проблемы в коллективе. Мне кажется, только откровенным и честным разговором можно их решить.

— А не было мысли пойти по стопам корифея вашего театра Михаила Ульянова, который активно занимался общественной и даже политической деятельностью?

— Представься такая возможность — наверное, не отказался бы. И, скорее всего, как тот же Ульянов, на этом бы и погорел. Михаил Александрович был очень добрым и жалостливым человеком, а в политике нужна определенная жесткость. Наверное, правы те, кто говорит: каждый должен заниматься своим делом. В нашей нынешней общественной системе, мне кажется, сейчас ничего не сдвинешь, но в себе самих что-то менять надо постоянно. Как говорит мой коллега Алексей Серебряков, «сначала свой покосившийся забор поправь, а потом чужой ругай». И, конечно, надо воспитывать в новом поколении гражданское самосознание. Тогда лет через сто, может быть, станет чуть лучше.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4374
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3981
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...