На днях любимая наша Третьяковская галерея отпраздновала 160-летие. Но энергична она не по годам. Зимой поставила рекорд посещаемости благодаря нашумевшей выставке Серова, впереди масштабный показ Айвазовского и первые в России «гастроли» коллекции Ватикана. Однако в юбилейные дни музей предпочел выставкам большим и пафосным куда более скромную. Но! По сути это дань признания негромким музейным людям: хранителям, исследователям, реставраторам. Фотографии их, людей разных эпох, собраны в видеоролике, который крутят тут же, в зале выставки. А ведь обычно лица рядовых музейного фронта остаются за кадром...
Те, кто ждет от выставки «Тайны старых картин» сюжеты в стиле экшен с гибелью художников и владельцев и контрабандой шедевров, возможно, будут разочарованы. Немало приключений и захватывающих драм выпадало на долю Третьяковки, но речь сейчас о другом. Спешу также разочаровать приверженцев стойкого мифа о том, что в наших музеях шедевры давно украдены и заменены «фальшаками». Это абсолютная ложь (если только не вспоминать сталинские «распродажи», но эти преступления давно разоблачены, и Третьяковки они не коснулись). Напротив, в стенах ГТГ, обладающей надежной и выверенной системой хранения, кражи невозможны, заверяет главный хранитель Татьяна Городкова.
Такой через 44 года после написания полотна стала Полина Варенцова, послужившая художнику моделью для образа невесты
Сфера деятельности галереи настолько широка, что здесь нужны не только искусствоведы, смотрители и пожарные. Помимо реставраторов, обязательных в штате каждого солидного музея, рядом с ними — инженеры и программисты, физики и химики, дизайнеры и фотографы... И выставка в этом убеждает, приводя рентгенограммы и съемки картин в инфракрасных лучах, показывая холсты как лицом, так и с оборота.
Вглядитесь в портрет Елизаветы Петровны, где юная цесаревна предстала в мужском костюме. И впоследствии императрица была хороша собой и любила маскарады... Словно в зеркалах, которые она тоже любила, «веселая царица» отразилась в этом холсте дважды: на тыльной стороне с годами проступило ее изображение — контур из соединения лака и краски. Тут же можно прочитать старинную надпись, обычно скрытую от глаз зрителя. А напротив в сквозной витрине — автопортрет Ивана Клюна: друг и соратник Малевича на обороте написал беспредметную картину-формулу, картину-манифест.
Оба персонажа, императрица и художник, разделенные почти двумя столетиями, смотрят в сторону юноши на холсте Рокотова. Только автор да давний владелец картины, пензенский помещик Струйский, знали, что «Портрет неизвестного в треуголке» скрывает образ... прекрасной дамы. Рентген еще в 1960-х помог увидеть под мужским плащом нарядное платье, под треуголкой — прическу а-ля Мария-Антуанетта. Вероятно, на холсте был портрет первой жены Струйского, умершей вскоре после свадьбы в родах. До сих пор ученые гадают, что заставило «переодеть» героиню: то ли портрет покойной огорчал заказчика, то ли стал данью ветреной моде, любившей обманки?
К слову, вот невдалеке и обманка. Так в России назвали пришедшую из Европы эпохи рококо разновидность жанра натюрморта. Художники стремились не просто изобразить предметы, а имитировать так, чтобы зритель не мог отличить их от настоящих. В картине неизвестного автора «Листы из книг и картинки», созданной в 1783 году, иллюзия правдоподобия давно поблекла, но утраченный эффект вернули реставраторы. И фото с увеличением позволяет проследить процесс их поистине ювелирной работы...
Константин Коровин, желая представить себя первым русским импрессионистом, сознательно неверно датировал свой «Портрет хористки» 1883 годом. Но рентгенограмма и другие научные методы установили истинную дату - 1887 год
«Тайны старых картин» встроены в программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники», не вызывающую ажиотажа, хотя в ее рамках удается увидеть произведения, которые редко бывают в экспозиции. Мало кто знает рано умершего живописца Ивана Ларионова, в отличие от его знаменитого брата Михаила. Найти его произведения в собрании Третьяковки, установить подлинное авторство сумела Ирина Вакар — помогло сравнение с бесспорными работами в собрании Русского музея.
Но вот огорчение: образец с Невы экспонируется рядом с «третьяковскими» холстами лишь... в виде репродукции. В кризис стоимость страховки ставит препоны на пути картин из других городов. Тот же «остроумный поневоле» прием замены подлинника тускло подсвеченной, чтобы не спутать, копией наблюдаем в связи с Перовым и Кипренским...
Досадно, что в увлекательное повествование о создании популярной картины Перова «Старики-родители на могиле сына», которая служит иллюстрацией к финалу романа Тургенева «Отцы и дети», не включен холст из Национального музея Белоруссии. Когда-то Перов написал своих стариков иначе, лицом к зрителю, но позже отказался от этого замысла. Художник разрезал полотно пополам, вышли два отдельных портрета. Так «старички» были разлучены. А прислать из Минска «мужскую» половину картины к хранящейся в ГТГ «женской» — слишком дорого.
P.S. По словам куратора выставки Светланы Усачевой, проект реализован всего за 7 млн рублей. Удивительная экономность, вынужденная скромность. К счастью, и они нисколько не умаляют обаяния в рассказе о труде музейщиков Третьяковки.