Те, кто ждет от этой выставки сюжеты в стиле экшен с убийствами и контрабандой шедевров, будут разочарованы
На днях любимая наша Третьяковская галерея отпраздновала 160-летие. Но энергична она не по годам. Зимой поставила рекорд посещаемости благодаря нашумевшей выставке Серова, впереди масштабный показ Айвазовского и первые в России «гастроли» коллекции Ватикана. Однако в юбилейные дни музей предпочел выставкам большим и пафосным куда более скромную. Но! По сути это дань признания негромким музейным людям: хранителям, исследователям, реставраторам. Фотографии их, людей разных эпох, собраны в видеоролике, который крутят тут же, в зале выставки. А ведь обычно лица рядовых музейного фронта остаются за кадром...
Те, кто ждет от выставки «Тайны старых картин» сюжеты в стиле экшен с гибелью художников и владельцев и контрабандой шедевров, возможно, будут разочарованы. Немало приключений и захватывающих драм выпадало на долю Третьяковки, но речь сейчас о другом. Спешу также разочаровать приверженцев стойкого мифа о том, что в наших музеях шедевры давно украдены и заменены «фальшаками». Это абсолютная ложь (если только не вспоминать сталинские «распродажи», но эти преступления давно разоблачены, и Третьяковки они не коснулись). Напротив, в стенах ГТГ, обладающей надежной и выверенной системой хранения, кражи невозможны, заверяет главный хранитель Татьяна Городкова.
Сфера деятельности галереи настолько широка, что здесь нужны не только искусствоведы, смотрители и пожарные. Помимо реставраторов, обязательных в штате каждого солидного музея, рядом с ними — инженеры и программисты, физики и химики, дизайнеры и фотографы... И выставка в этом убеждает, приводя рентгенограммы и съемки картин в инфракрасных лучах, показывая холсты как лицом, так и с оборота.
Вглядитесь в портрет Елизаветы Петровны, где юная цесаревна предстала в мужском костюме. И впоследствии императрица была хороша собой и любила маскарады... Словно в зеркалах, которые она тоже любила, «веселая царица» отразилась в этом холсте дважды: на тыльной стороне с годами проступило ее изображение — контур из соединения лака и краски. Тут же можно прочитать старинную надпись, обычно скрытую от глаз зрителя. А напротив в сквозной витрине — автопортрет Ивана Клюна: друг и соратник Малевича на обороте написал беспредметную картину-формулу, картину-манифест.
Оба персонажа, императрица и художник, разделенные почти двумя столетиями, смотрят в сторону юноши на холсте Рокотова. Только автор да давний владелец картины, пензенский помещик Струйский, знали, что «Портрет неизвестного в треуголке» скрывает образ... прекрасной дамы. Рентген еще в 1960-х помог увидеть под мужским плащом нарядное платье, под треуголкой — прическу а-ля Мария-Антуанетта. Вероятно, на холсте был портрет первой жены Струйского, умершей вскоре после свадьбы в родах. До сих пор ученые гадают, что заставило «переодеть» героиню: то ли портрет покойной огорчал заказчика, то ли стал данью ветреной моде, любившей обманки?
К слову, вот невдалеке и обманка. Так в России назвали пришедшую из Европы эпохи рококо разновидность жанра натюрморта. Художники стремились не просто изобразить предметы, а имитировать так, чтобы зритель не мог отличить их от настоящих. В картине неизвестного автора «Листы из книг и картинки», созданной в 1783 году, иллюзия правдоподобия давно поблекла, но утраченный эффект вернули реставраторы. И фото с увеличением позволяет проследить процесс их поистине ювелирной работы...
«Тайны старых картин» встроены в программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники», не вызывающую ажиотажа, хотя в ее рамках удается увидеть произведения, которые редко бывают в экспозиции. Мало кто знает рано умершего живописца Ивана Ларионова, в отличие от его знаменитого брата Михаила. Найти его произведения в собрании Третьяковки, установить подлинное авторство сумела Ирина Вакар — помогло сравнение с бесспорными работами в собрании Русского музея.
Но вот огорчение: образец с Невы экспонируется рядом с «третьяковскими» холстами лишь... в виде репродукции. В кризис стоимость страховки ставит препоны на пути картин из других городов. Тот же «остроумный поневоле» прием замены подлинника тускло подсвеченной, чтобы не спутать, копией наблюдаем в связи с Перовым и Кипренским...
Досадно, что в увлекательное повествование о создании популярной картины Перова «Старики-родители на могиле сына», которая служит иллюстрацией к финалу романа Тургенева «Отцы и дети», не включен холст из Национального музея Белоруссии. Когда-то Перов написал своих стариков иначе, лицом к зрителю, но позже отказался от этого замысла. Художник разрезал полотно пополам, вышли два отдельных портрета. Так «старички» были разлучены. А прислать из Минска «мужскую» половину картины к хранящейся в ГТГ «женской» — слишком дорого.
P.S. По словам куратора выставки Светланы Усачевой, проект реализован всего за 7 млн рублей. Удивительная экономность, вынужденная скромность. К счастью, и они нисколько не умаляют обаяния в рассказе о труде музейщиков Третьяковки.