Приближается Новый год, и начинаются традиционные страсти по «Щелкунчику» — культовому балету Петра Ильича Чайковского, над хореографией которого вот уже около 130 лет с переменным успехом бьются постановщики всех континентов. В одной только Москве его в том или ином виде предлагают зрителям, наверное, не на одном десятке сцен. Но громадная часть публики рвется именно на спектакль Большого театра, дирекция которого, кажется, перепробовала уже все мыслимые варианты продажи билетов, которые защитили бы людей от давки в очередях и огорчения. Тем не менее обиды и скандалы возникают с той же астрономической неизбежностью, с какой наступает сам новогодний праздник.
Чтобы увидеть самим и показать детям танец сказочных снежинок и растущую до колосников елку, люди готовы стоять часами в очереди под колоннами, дежурить в интернете в ожидании начала продаж и даже переплачивать спекулянтам, то есть отдавать за один билет вместо пятнадцати тысяч — пятьдесят. В последнем случае — вообще без гарантии попасть на представление, поскольку с 2019 года Большой театр, усилиями дирекции во главе с Владимиром Уриным, перешел на продажу билетов только самостоятельно, без посредников — в своих кассах и на официальном сайте. И что там вам всучат доброхоты в старомодных пальто-распашонках, набитых пестрыми бумажками — никому не известно. Ведь билеты в Большой — давно уже именные, продаются только при указании паспортных данных зрителя!
Кажется, нигде больше в мире нет такой жесткой практики, но ввод паспортного контроля действительно высвободил бОльшую часть билетов из спекулянтской ловушки. Если внимательно следить за открытием продаж в интернете, можно реально купить билеты на все оперы на Исторической и Новой сценах, включая чудесные «Саломею» и «Ариоданта», премьеры которых украсили прошлый сезон, и даже с относительной легкостью — на новые балетные спектакли.
Однако крепким орешком продолжает оставаться «Щелкунчик». Спрос на него всегда намного выше предложения, и в эти дни интернет опять полон сообщений о том, как кто-то приехал к кассам на Театральной площади с ночи, получил номер — пятисотый или семисотый — и на следующее утро вместо предвкушаемой театральной сказки испытал горькое разочарование.
Теперь, когда декабрьские спектакли раскуплены полностью, остается лишь надежда на январские показы. Владимир Урин сообщил, что продажи откроются в ближайшую субботу. Но, конечно, не дал никакой гарантии, что желающих опять не окажется во много раз больше того, что может предложить театр. Он ведь хоть и Большой, но не резиновый. Ни мест не добавишь, ни спектаклей — 24 «Щелкунчика» пройдет здесь с 22 декабря по 6 января. В бОльшую часть дней артисты дают по два представления! Но силы даже такой мощной труппы не беспредельны, да и остальные три десятка постановок, имеющихся в репертуаре, тоже надо играть.
Секрет «Щелкунчика» и его успех у зрителей, несомненно, заключен в волшебной музыке Чайковского и таинственном романтическом сюжете Гофмана (маленькой девочке снится взрослая история с превращениями куклы в прекрасного принца, и она принимает в этой истории непосредственное участие). Музыка заключает в себе тайну, никогда полностью не раскрывается перед постановщиками, и на всем белом свете не существует идеальной версии этого зимнего балета. Если говорить о спектакле, поставленном в 1966 году в Большом театре Юрием Григоровичем, то его выделил расчет на острые и точные движения бриллиантовых ног Екатерины Максимовой. Мэтр советской хореографии знал о безграничных возможностях Кати и поставил самые сложные в мире комбинации в расчете на ее выносливость. Потому понятно желание тех, кто видел кадры со знаменитой парой Екатерина Максимова — Владимир Васильев в качестве главных исполнителей «Щелкунчика», попасть на этот спектакль, пусть и в исполнении современных артистов, за любые деньги.
Впрочем, многие российские и европейские театры давно придумали легендарному балету замену или дополнение. Так, в Гамбурге у Джона Ноймайера кроме «Щелкунчика» (в версии этого хореографа не связанного с новогодней тематикой) имеется балет «Рождественская оратория» на одноименную музыку Баха, в котором рассказывается своя, авторская история Рождества. В Екатеринбурге Слава Самодуров поставил балет «Снежная королева», который тоже составляет достойную альтернативу «Щелкунчику», и местные зрители уже вполне перенастроились на андерсеновское название, отдавая дань новой хореографии.
Может быть, и Большому театру подумать о чем-то подобном?
Но нет, в Москве — без перемен, несмотря на множество альтернативных версий, идущих в многочисленных столичных театрах. Что поделать, люди хотят увидеть, как растет самая большая в мире елка в самом большом театре мира...