Пандемия в сочетании с неготовностью развивающихся стран к «зеленому» переходу может привести к дефициту продовольствия и даже к масштабным вспышкам голода в беднейших странах мира, предсказал в интервью Би-би-си директор норвежской компании Yara International Свейн Торе Холсетер. «Мы сталкиваемся с продовольственным кризисом. Это сказывается на ценах на еду по всему миру, но для людей в развивающихся странах это не вопрос денег, а вопрос жизни и смерти», — заявил Холсетер.
Локдауны и ограничения, нарушившие цепочки поставок, взлет цен на энергоносители и электричество спровоцировали подорожание продуктов и в благополучной Европе. Пока власти Рязанской области опровергали слухи о перебоях с поставкой лапши «Доширак», у европейцев наметились болезненные перебои с устрицами, трюфелем, шампанскими винами и шоколадом. Вводить талоны на морепродукты там пока не собираются, но былого изобилия на рыбных прилавках нет из-за квот на вылов или простоя рыбацких судов на дизельном ходу (дизель неэкологичен и не всем по карману).
Агентство Fitch ожидает, что весь 2022 год будут оставаться высокими цены на кофе — из-за проблем с поставками и локдаунов в Бразилии, Вьетнаме и Колумбии. Памятный затор с контейнеровозом в Суэцком канале чуть не спровоцировал в Европе дефицит растворимого кофе, так как застряли и суда с грузом робусты. Этот тип зерен используют производители растворимого кофе, в частности Nescafe. Трудно представить утро в офисах без кофемашин...
Дорогая электроэнергия и нехватка квалифицированной рабочей силы провоцируют продовольственную инфляцию и дефицит качественных продуктов, к которым европейцы привыкли. Во Франции пекарни предупреждают, что из-за роста цен на зерновые неизбежно повышение цены на багет в среднем на 10 центов, производители итальянской пасты говорят о том же из-за дорогой пшеницы твердых сортов. Растет цена на мороженое, о предстоящем подорожании его в универсамах объявили пищевые гиганты Nestle и Danone.
После выхода Великобритании из состава ЕС британцы и французы впервые за полвека столкнулись с дефицитом. Во Франции собственного производства мяса недостаточно для того, чтобы покрыть спрос на качественную говядину. За Ла-Маншем, в свою очередь, в рознице не хватает овощей и фруктов, которые до Брекзита привозились из Франции. Перспектива банкротства замаячила на горизонте и для больших универсамов, и для лавок зеленщиков. Гастрономический туризм в пандемию приказал долго жить.
А тут еще британцы и французы затеяли делить море! С 1 января 2021 года отношения с ЕС регулируются соглашением о партнерстве пост-Брекзит, которое заключили со скрипом, после целого года переговоров. Камнем преткновения был и режим рыболовства. Британия настаивает на полном контроле над зоной своего вылова, а для ЕС важно сохранить промышленный лов у берегов соседа для рыбаков Франции, Нидерландов и Дании. Сошлись на том, что в течение 5,5 года правила лова останутся те же, а дальше начнется поэтапное сокращение квот для рыболовного флота ЕС в британской экономической зоне.
Но правительство консерваторов решило тут же пересмотреть сроки развода с ЕС. В Париже весь год возмущенно причитают, что французским рыбакам предоставляют вдвое меньше разрешений на промысел в водах вокруг острова Джерси, чем они требуют. Госсекретарь МИД Франции Клеман Бон сообщил, что Лондон пока не выдал французским рыбакам 200 положенных лицензий. Те давят на Елисейский дворец, Макрон в преддверии президентских выборов вынужден жестко реагировать.
По весне президент Франции пригрозил перекрыть электричество английскому острову Джерси, в акватории которого плещется столь ценимая мишленовскими поварами рыба. Но времена изменились, за деликатесы приходится воевать! В ответ в мае Лондон направил два сторожевых корабля к Джерси после угроз его обесточить, хотя «чинить свет» военные не обучены. Недовольство Франции вызвало обнародование британскими властями списка из 41 французского судна, которым будет разрешен вылов рыбы в водах Джерси, тогда как Париж настаивал на 344. После отправки британских кораблей к Джерси штаб ВМС Франции сообщил, что в акваторию острова будут отправлены и два французских сторожевика — дескать, знай наших!
Устав ждать, французские рыбаки устроили блокаду Джерси, задействовав в ней шесть десятков рыболовецких судов из Нормандии и Бретани. Они подошли к острову, расположенному недалеко от французской стороны пролива, и мешали выходу судов из порта островной столицы Сент-Хелиер. Бриты в ответ отказали десяткам французских судов в разрешении на рыбную ловлю под предлогом отсутствия у тех GPS-навигаторов, что вызвало бурю негодования в Париже. Тогда Франция задержала в своих водах британский траулер Cornelis Gert Jan, обнаружив, что у него не было лицензии на промысел морского гребешка, две тонны которого нашли в трюме... И такая дребедень целый год!
Премьер Джонсон вошел в образ защитника «британских вод от жадных до нашей рыбы соседей». Франция выкатила ультиматум, заявив о готовности самой ввести санкции, включая ужесточение правил ввоза товаров из Великобритании и запрет на выгрузку морепродуктов с британских судов в портах республики. А пока политики переругиваются, закаленные в гребешковых войнах французские рыбаки на прошлой неделе заблокировали доступ в порт в Кале для британских судов. В полдень шесть рыболовных судов с транспарантами из соседнего порта Булонь-сюр-Мер вошли в акваторию Кале. Другие участники протеста перекрыли доступ грузовым автомобилям к терминалу туннеля под Ла-Маншем. Десяток рыболовецких катеров блокировал доступ к паромной связи с Британией в другом порту — Сен-Мало...
Да, эти люди в робах и сапогах умеют за себя постоять. Но смогут ли после «войн в проливе» все желающие отведать филе дикой английской трески и морских гребешков под холодное шабли? Большой вопрос.