И сразу снова (в который раз!) заговорили о безжалостной, потогонной системе в авиакомпаниях, выжимающих из экипажей силы и здоровье. И, конечно же, вернулись к активно продвигаемой нынче идее экипажа: с одним пилотом.
А новости такие. В США капитан американской компании Envoy Air («дочка» American Airlines) сразу после взлета с аэродрома в Чикаго потерял сознание. Вернуть его к жизни, как сообщилось в пресс-релизе авиакомпании, «героически пытались пассажиры и члены экипажа, а также врачи скорой помощи», встретившие вернувшийся в аэропорт через 10 минут после взлета самолет. Но все безрезультатно. А ведь погибший в полете пилот вводился в строй в левом кресле под руководством более опытного капитана.
В тот же день экипаж самолета Airbus A321 бахрейнской авиакомпании Gulf Air, выполнявший рейс по маршруту Бахрейн — Париж, уже приближаясь к ирако-турецкой границе, вынужден был резко развернуться. Причина та же: сердечный приступ одного из членов экипажа. Для пассажиров, приземлившихся в иракском аэропорту Эрбиль, все обошлось, а вот пилот, увы, скончался в больнице.
Между тем подобные новости — не такая уж большая редкость. Опять же в США в кабине Airbus A320, летевшего из Финикса в Бостон, скончался командир экипажа. Умер в полете второй пилот Boeing 737-800, направлявшегося из Далласа в Альбукерке.
В России три года назад на маршруте Москва — Анапа ушел из жизни 49-летний второй пилот «Аэрофлота» Дамир Ахметов. Когда ему стало плохо, командир экипажа запросил посадку в Ростове-на-Дону. Но бригада скорой, поднявшаяся на борт, констатировала смерть летчика. А в сентябре текущего года в полете умер командир самолета авиакомпании «Икар», выполнявшего рейс из Новокузнецка в Санкт-Петербург. Слава богу, второй пилот сумел совершить экстренную посадку в Омске...
Согласитесь, на этом фоне очень странной выглядит идея замены второго пилота роботом. Между тем на сегодня уже 40 авиакомпаний ее поддержали. Надеются, что в случае чего робот сумеет произвести экстренную посадку? Или желание сэкономить сильнее благоразумия?
Генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко по этому поводу говорит:
— Полеты с одним пилотом на крупных воздушных суднах в настоящее время не разрешены нигде, но то, что сегодня регулирующие органы 40 стран рассматривают эту возможность как способ снизить эксплуатационные расходы и уменьшить давление нарастающего кризиса нехватки пилотов, вызывает массу вопросов. Например, как быть с критическими этапами полета, такими как взлет и посадка, где по-прежнему требуются два пилота? Как будет справляться с высокой рабочей нагрузкой один пилот при возникновении нештатной или аварийной ситуации? Или совсем простой вопрос: как один пилот сможет выйти в туалет, если приспичит? Оставит кабину на робота?
Добавим к этому: нас, пассажиров, не спрашивают, что будем чувствовать мы в результате такой «оптимизации». Трястись в салоне? Так ведь нашим мнением всегда интересуются в последнюю очередь.