Люди заново учатся крохоборничать (к обычной экономии это отношения не имеет) во всем — от электричества до воды в унитазе. Россиян это ощущение конечности всех жизненно важных ресурсов пока не настигло, но приглядеться все же стоит. К нам мировая мода непременно добирается, пусть и окольными путями. Итак, о чем речь?
Обострение санкционного кризиса серьезно бьет по уровню жизни европейцев и американцев и рождает страсть к экономии, казалось бы, навсегда забытую в послевоенной эпохе. Восстав из руин, в 1950-1960-х и далее мир ударился в гедонизм и безудержное потребление. Но нынешнее противостояние Запада с Россией вылилось в беспрецедентные перебои с поставками газа и нефти, а тут еще жара и отсутствие осадков в Европе.
И вот уже вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек, крупный во всех смыслах политик, в интервью журналу Der Spiegel признается, что по мере эскалации конфликта в Европе он стал реже мыться, чего желает и своим согражданам. Для начала предлагает сократить время под душем: под струей не более пяти минут против обычных десяти. Это уже не те 300 литров воды, которые тратит средний европеец (заметим: и без того давно не льющий воду понапрасну). Короткий душ сэкономит и время бюргеру, и массу денег стране и бюджету. А запах тела не помеха, это натюрлих.
Герр Хабек рисует портрет ответственного потребителя ресурсов: тот уходит на работу в 7 утра, возвращается затемно, в душе проводит не более 5 минут. Не включает кондиционер, а осенью потеплее одевается: надо дождаться, пока к ноябрю Германия не заполнит газохранилища хотя бы на 85%. Впрочем, вице-канцлер признает: мойся не мойся, никакая экономия не дает гарантий от рецессии, массовой безработицы и учетверения счетов.
Как сообщает немецкий телеканал Das Erste, меры ограничений принимаются по всему миру — от США и ЮАР до Италии и Франции. Французы переживают самую раннюю за всю историю волну жары в 43 градуса с пожарами и падением уровня грунтовых вод. Там 40 департаментов уже ограничили использование воды. В Провансе на Лазурном Берегу — засуха. Мыть машины, наполнять бассейны, поливать газоны — все запрещено. Фонтаны отключены. Кое-где в деревнях власти подключились к непроверенным скважинам: до проверки нельзя чистить зубы, готовить пищу и пить воду из-под крана.
Сушь в Италии. Уровень воды в реке По, самой длинной в стране, упал до нижней отметки за последние 70 лет. Дождей не было четыре месяца. Резко сократилось сельхозпроизводство, сгорел урожай ячменя и кукурузы, под угрозой помидоры, фрукты, арбузы. Рис в долине По не сеют, так как морская вода проникает в русло. Воду в городах разрешают только для личных нужд, на ночь отключают. Газеты пестрят бесплатными советами: не сливайте воду после варки макарон, остудив, используйте ее для полива.
В Германии вода в коммунальных бассейнах заметно похолодела. Известный на всю Европу банный комплекс в Гамбурге запустил рекламу с лозунгом «Плавай, плескайся, ныряй», намекая, что обычной неге нынче не место. Зато в Aймсбюттеле женщины-депутаты от СДПГ потребовали разрешить купание топлес в бассейнах — «во имя равенства женщин и небинарных людей».
Почетный президент Всемирного фонда дикой природы эколог Фулко Пратези устал раздавать интервью, в которых сообщает: «В последний раз я принимал душ, когда был молод и все еще играл в регби». Как же он живет и как его терпят окружающие? Синьор Пратези освежается из банки с помощью губки. Спускает воду в унитазе только в случаях крайней необходимости (ведь в Буркина-Фасо дети и женщины такую же воду носят в сосудах на головах!), а трусы меняет «экологично, не чаще раза в три дня».
И что, привычки таких гуру должны стать достоянием всех? Не хотелось бы. Известная русская пословица «Назло мамке уши отморожу» звучит забавно, но следование этому принципу в жизни несет кучу неудобств и нелепиц. Если так пойдет и дальше, то всем нам надо будет перестать мыться и бриться, гладить одежду и спускать воду в унитазе. Только потому, что есть, оказывается, вещи поважнее всех и всяческих гигиенических норм и привычек.