Вечером живых воспоминаний и видеозаписей сцен из спектаклей с участием Михаила Ульянова отметили в Театре имени Вахтангова 95-ю годовщину со дня рождения легендарного актера, более полувека проработавшего в этом коллективе, а последние 20 лет жизни бывшего его художественным руководителем. Для вахтанговцев, переживающих сейчас непростой период без любимого лидера Римаса Туминаса и покинувшего страну главного режиссера Юрия Бутусова, Михаил Александрович до сих пор олицетворяет истину: талант и честность в искусстве могут преодолеть любые преграды.
Творческий путь народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, дважды лауреата Государственной премии СССР не всегда был усеян розами, но бесконечный труд давал свои плоды – ими стали легендарные роли военачальника Жукова, председателя колхоза Егора Трубникова, Мити Карамазова, белого офицера Чарноты в картине «Бег», ворошиловского стрелка Ивана Афонина, наконец Понтия Пилата в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита», выхода которого он так и не дождался из-за конфликта спонсоров.
Отправляясь в послевоенную Москву из Омска с трофейным чемоданом отца, чтобы непременно стать артистом, юный Миша Ульянов готов был терпеть любые лишения, голодать, переубеждать педагогов Щукинского училища в том, что способен на гораздо большее, чем реплики «кушать подано». Упертый сибиряк шаг за шагом выходил на широкую дорогу мастера перевоплощения, завоевывал признание зрителей и уважение коллег. В этом ему помогала жена Алла Парфаньяк, которую Михаил увел от самого Николая Крючкова. Отличная актриса, она покинула профессию ради воспитания маленькой дочки Леночки. После чего у Михаила Александровича обнаружился еще один талант – без памяти любящего, просто-таки сумасшедшего отца, запретившего, однако, дочери мечтать об актерской карьере: по себе знал, сколько сил и здоровья отнимет каждая роль, сделанная не формально, а с душой.
Народный артист России Евгений Князев, когда-то игравший вместе с Ульяновым, напомнил со сцены, что никто в театре не сможет занять место Михаила Александровича. Человека сдержанного, казавшегося неуязвимой глыбой, но внутренне ранимого. Ну, а дорогой гость Елена Михайловна рассказала о найденных после смерти отца тетрадях записей, одна из которых оказалась полностью посвящена работе над образом Егора Трубникова. И сколько же там претензий артиста к самому себе!
Обладая внутренней свободой, Ульянов умел преодолевать цензуру, так как продолжал верить в справедливость и победу разума над темными силами. Видимо, поэтому созданный в «Ворошиловском стрелке» образ старика, купившего ружье, чтобы отомстить насильникам внучки, поразил всех необыкновенным мужеством и человеческим достоинством. Сам-то Михаил Александрович отлично знал, на что готов пойти человек ради любимого ребенка. Ненавидевший просить что-либо для себя, зато всем помогавший на посту председателя Союза театральных деятелей, только один раз в жизни Ульянов обратился по личному вопросу к главе государства Михаилу Горбачеву, чтобы тот помог с валютой для операции внучки в Лондоне. И девочка была спасена.
Не в его характере было бегать мальчишкой за режиссерами, сдавать зал в аренду антрепризам: худрук, был убежден он, в ответе за собственный театр. Однажды в интервью я спросила: почему он не увольняет из обслуживающего персонала стариков? Ответ был такой: «А на что они будут жить?».
В этом своем добросердечии он многим казался несовременным. А демократическая пресса не могла простить ему роль Ленина в спектаклях «Человек с ружьем» и «Брестский мир», участие в заседаниях Верховного Совета и, наоборот, неучастие в публичном поношении советской власти.
А он в свою очередь не мог понять, откуда в людях столько ненависти, ведь даже в жесткие послевоенные годы малознакомого человека могли пригласить за стол, не считаясь с его общественным положением. Ульянов уже не в силах был возглавлять родной театр, в буквальном смысле ноги отказывали, но друзья умоляли остаться. Как подарок свыше воспринял Михаил Александрович появление в театре на разовых постановках литовского режиссера Римаса Туминаса, сказав: «Вы мне нужны», и Римас Владимирович послушался, заключив вначале контракт на два сезона, а потом возобновлял его каждый год, покинув пост худрука лишь в нынешнем году. Накануне 95-летия со дня рождения Михаила Ульянова. И 15-й годовщины момента, когда похоронили с воинскими почестями маршала советского кино, защитника русского театра. Трагическое, но знаменательное совпадение. Память не имеет срока давности.