Творчество популярной писательницы, автора нескольких десятков детективных романов Татьяны Устиновой очень разнообразно. Она пишет не только увлекательные книги, но и сценарии фильмов. В 2004 году даже получила ТЭФИ за сериал «Всегда говори «всегда». В своей богатой телебиографии Татьяна успела побывать редактором на программах «Москва — Кремль», «Из первых рук», «Человек и закон», «Здоровье»... Это за кадром. А в кадре — ведущей на программах «Час суда» (РЕН ТВ) и «Жизнь как жизнь» (Пятый канал). И уже более года по будням на канале «ТВ Центр» Устинова ведет пространные беседы с узнаваемыми и популярными гостями в программе «Мой герой». Жанр популярный, присутствующий чуть ли не на каждом телеканале — и в то же время непростой, можно сказать, коварный... Об искусстве общения в студии и за ее пределами Татьяна Устинова рассказала «Труду».
- Татьяна, вы и прежде работали на телевидении, однако «Мой герой» — первая для вас программа-интервью. Сложно было переходить к этому жанру?
— Да, непросто. До сих пор порой ощущаю, что мне недостает профессионализма. Не всегда удается управлять течением разговора так, как хотелось бы. Нередко мои гости не хотят рассказывать о семье, личной жизни, ошибках юности. И я начинаю злиться на собеседника, а этого показывать никак нельзя. Сдерживаюсь изо всех сил, но не всегда это удается. А порой, борясь с негативными эмоциями, впадаю в другую крайность: разговор теряет в искренности, получается слащавым.
— Но у вас, как я понимаю, сильная группа поддержки — муж и двое сыновей. Сознание того, что они ваши беседы увидят, помогает?
— Честно говоря, вообще об этом не думаю. Мои мужчины — не целевая аудитория программы. Кроме того, во время показа, а это, напомню, дневной эфир, они на работе или школе. Конечно, смотрят программу в записи, когда я на этом настаиваю. Но сказать, что муж и сыновья озабочены моей деятельностью, нельзя. По мнению моего мужа, главное — это что мне самой нравится эта работа. Я же самый настоящий телевизионный фанат. Смотрю по телевизору многое и разное. Люблю английские детективы и документальные фильмы о судьбах артистов. Очень запомнился фильм о жизни Валентины Серовой. Интересно, когда кто-то из журналистов или писателей рассказывает про Бубу Кикабидзе или Софико Чиаурели, с которой я мечтала познакомиться...
— Программ, похожих на вашу, на телеэкране много. Но у «Моего героя» есть своя «фишка» — вручать героям вещицы, которые бы им напомнили о событиях их собственной биографии. Если бы вы сами стали героем программы, каким артефактом можно было удивить вас?
— Если бы кто-то принес мне книгу «Гроза над морем»! Это мой первый роман, который вышел тиражом в семь экземпляров.
Ни один, к сожалению, не сохранился, в том числе и мой авторский: Также было бы забавно, если бы мне подарили две разные туфли. Дело вот в чем. Однажды, торопясь на первую встречу к издателю, я так нервничала, что только в метро обнаружила: у меня на ногах разные туфли. То есть не просто от разных пар, а совершенно непохожие, отличающиеся и цветом, и фасоном: Или еще вариант — можно преподнести написанное от руки приглашение: «Уважаемая Татьяна, магазин «Москва» приглашает вас на встречу с читателями». Я тогда поехала на эту встречу, а у прилавка, где мне предстояло раздавать автографы, не оказалось ни одного человека. Я только начинала свой путь и была мало кому интересна. Конфуз!
— Да, как все в жизни меняется...
— А вот еще вспомнила! Хорошим артефактом для меня стала бы: вобла. Мой муж на выход моей книжки, сейчас не помню, первой или второй, подарил мне одну розу и пакет с воблой. Мы ели рыбу, а рядом на столе стояла роза в бокале. Это было так красиво!
— К вам на эфир приходят яркие люди. Случается, что они удивляют вас саму?
— Да, и очень часто. Например, не так давно пришел Дмитрий Маликов, с которым я не была прежде знакома и нельзя сказать, чтобы испытывала какой-то особый восторг по поводу его творчества. Но общение с Дмитрием меня поразило. Он рассказывал не о своих песнях или о том, как стал популярным певцом, а об организованных им детских проектах — о популяризации классической музыки, музыкальных конкурсах и так далее. Масштаб его просветительской деятельности оказался просто гигантским. В конце программы я простодушно воскликнула: «Раньше я была уверена, что вы болван. А сегодня хочу поклониться вам за такую важную и нужную работу. И за то, что вы дивный человек». Он только засмеялся в ответ...
— Расскажите о беседе со Станиславом Говорухиным.
— Тоже незабываемый разговор. Станислав Сергеевич пришел в студию, такой вальяжный, ироничный красавец, положил ногу на ногу и во время разговора о кино и поколении, которое приходит в кинозал только для того, чтобы поесть попкорн, вдруг произнес: «А знаешь, что самое вредное?» И сам же ответил: «Здоровый образ жизни». Спрашиваю: «Почему?» Он объясняет: «Это же так скучно — считать эти ваши калории, есть только то, что полезно, ходить в дурацкий спортивный зал: А знаешь, что самое полезное?» — «Что?» — «Курить». «Почему же, Станислав Сергеевич?!» Он отвечает: «Сама подумай, — и делает широкий жест рукой, — все, что нас окружает в телестудии: лампы, камеры, сложные приборы, звуковые пульты, а также космические ракеты, танки, самолеты и многое другое — все это создано курящими. А что создали вы, некурящие, — еще большой вопрос». Слова про здоровый образ жизни мы оставили в эфире, а крамолу про курение вырезали.
— Кстати, не так давно по вашему сценарию Говорухин снял фильм «Опасные каникулы». Как это получилось?
— Совершенно верно, снял. И хоть для сериалов я писала много раз, это — первый в моей жизни сценарий для полного метра. Горжусь этой работой! Станислав Сергеевича попросил написать сценарий для подросткового фильма по моей же повести «Лето в Крыму». Я честно сказала, что ничего не понимаю ни в полнометражном, ни в юношеском кино. А он ответил: «Ну, ты в детстве «Кортик» и «Бронзовую птицу» смот-рела?» -«Конечно». — «Ну вот сделай так же, как у Рыбакова. А еще лучше — почитай Гайдара». И я, как ученица первого класса, поехала к маме, набрала книг Гайдара и долго-долго читала. А Говорухин все время меня наставлял: «Читай больше, читай больше». И пока мы работали над сценарием, он звал меня Аркадием, а себя Ниной. Звонил мне и говорил: «Аркадий, привет. Это Нина».
Тут суть в том, что у Станислава Сергеевича очень тонкое чувство стиля, а в книгах Гайдара это женское имя встречается часто, в те времена оно было очень популярно. В общем, худо-бедно сценарий мы с ним написали. Весной прошел показ фильма в Доме кино. Когда мы приехали и увидели огромный зал, почти до самого потолка заполненный детьми и родителями, мы с режиссером обнялись и поняли, что сейчас прямо здесь и умрем от ужаса. Потому что если взрослых именем Говорухина еще можно удержать до конца фильма, то остановить детей, если им будет скучно, не удастся никакими силами. Когда мы увидели, что практически все дети досмотрели фильм до конца, то поняли, что это большая победа нашего альянса. Недавно мне позвонили и сказали, что на фестивале в Ульяновске фильм занял первое место, а Сергей Никоненко, который играет одну из главных ролей, получил приз.
— Говорухин вам посоветовал читать Гайдара, но все-таки, согласитесь, сегодня детей, как правило, интересуют совсем другие сюжеты...
— Наш фильм рассказывает о приключениях школьников во время каникул. Перед нами стояла непростая задача — придумать что-то такое, что бы заставило детей оторваться от компьютеров, которых не было у героев «Кортика» и «Птицы», и начать действовать. Судя по реакции детей, придумка удалась. В фильме снялись замечательные актеры — Галина Польских, Костя Крюков, Сергей Никоненко, Ирина Скобцева, молодые артисты, игравшие у Говорухина в фильме «Конец прекрасной эпохи».
— Кстати, помню, именно Ирина Константиновна открывала показ вашего фильма в Доме кино.
— Она сыграла в фильме бабушку одного из ребят. У нас с ней во время съемок сложились очень теплые отношения. Она не только замечательная актриса, но и совершенно дивный человек. Как-то позвонила мне: «Таня, у меня что-то реплик маловато, припиши что-нибудь». Я приписываю. Через какое-то время звонит опять: «Таня, ты мне реплик написала, но они все какие-то глупые, напиши умных». — «Хорошо, Ирина Константиновна». Пишу умные. Через какое-то время снова звонок: «Таня, придумай мне какую-нибудь одежду особенную». А этим вообще занимается не сценарист, а художник по костюмам, но ей хотелось, чтобы ее образ целиком, от и до, был придуман мною. И я «одела» ее в рваные джинсы и футболку. И очень горжусь тем, что придумала на футболку принт, который попал в фильм: «Лето, время читать «Каштанку». Ирина Константиновна несколько раз поворачивается к камере спиной, держась горделиво и давая всем прочитать эту судьбоносную надпись.
— Какие еще фильмы по вашим сценариям снимаются или готовятся к запуску?
— Я очень долго писала сценарий для сериала, название которого пока еще даже не утверждено. Это отнюдь не большое кино, но там я с удовольствием придумывала героев. Два молодых мужика учились в одном институте, но потом их дороги разошлись. При них старичок с собачкой и бестолковая аспирантка. И вот эта компания вызывает у меня огромную симпатию. Хотелось сделать смешное, доброе кино. Правда, ни кастинг, ни саму ленту я не видела — говорят, она уже снята и, надеюсь, в ближайшем будущем выйдет в эфир.
— Замысел симпатичный. Почему же путь к телезрителю так непрост?
— Я долго не могла найти общий язык с режиссером. Получив сценарий, он сказал, что это никуда не годится, и переписал его весь, включая все реплики до единой и даже лай собаки.
— Лай собаки?!
— Да, представьте. Понимаю, звучит безумно, но это правда. У меня в сценарии ради шутки было написано: «Собачка: гав-гав-гав», а он переписал: «Собачка: вау-вау-вау». Этого режиссера в конце концов уволили, потому что продюсерам хотелось, чтобы текст писала я, а не он. Так что сейчас, надеюсь, преграды сняты, и фильм скоро выйдет.
— То есть теперь к списку ваших специальностей можно добавить и профессию сценариста?
— Я, конечно, совсем не сценарист. Но продолжаю учиться сценарному мастерству, и чем дальше, тем старательней. Читаю различные переводные руководства по написанию суперхитов. Хотя как автор точно знаю, что рецепта создания бестселлеров не существует, иначе абсолютно все, начитавшись этих книг, только бы и выдавали суперхиты. И от постоянных рефлексий, метаний, терзаний и самоедства никакие руководства не спасают. Что в кино, что в литературе. На одну удачную книгу случается несколько провалов, и это абсолютно нормально.
— Но тем не менее писать вы не перестаете. На днях вышла ваша новая книга «Вселенский заговор»...
— Это легкая и увлекательная книга об инопланетянах, которые вот-вот покорят человечество. Избитый сюжет, но дело тут, конечно, не в инопланетянах, а, как и во всех прочих моих романах, в человеческих взаимоотношениях. В любви и ненависти, дружбе и вражде, в попытке объяснить необъяснимое. Герои этой книги — молодые люди. Им я придумала свой язык, свойственные молодому возрасту мечты и интересы. Мне кажется, получилось такое летнее, не слишком напрягающее читателя чтение. Смело можно брать с собой и на пляж, и в самолет. За перевес платы точно не возьмут!