Главная Культура 00:01 29 Июля 2022 10756
Эдгард Запашный: Ждем в гости даже слонов

На бойкот Монте-Карло мы ответим собственным международным цирковым фестивалем

Александр Славуцкий
Цирк Запашных и без Монте-Карло знаменит на весь мир. Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

Санкционные страсти захлестнули даже такой, казалось бы, далекий от политики мир, как цирк. Накануне из Монте-Карло пришло письмо с официальным отказом от приглашения российских участников на 45-й международный цирковой фестиваль. Кажется, подобное случилось впервые за всю историю этого смотра. Невзирая на то, что планы его проведения были давно сверстаны, гендиректора компании «Росгосцирк» Сергея Белякова звали в состав жюри, а известный российский цирковой деятель Гия Эрадзе еще несколько лет назад был назначен главным режиссером праздника... Реакция Министерства культуры последовала незамедлительно. Буквально через несколько дней было объявлено, что с 3 по 6 ноября в Санкт-Петербурге в знаменитом Цирке Чинизелли на Фонтанке пройдет Международный фестиваль циркового искусства. Высказать свое мнение о ситуации, как и вообще о месте цирка в современной культуре, мы попросили одного из самых знаменитых отечественных артистов, директора Большого московского цирка, народного артиста России Эдгарда Запашного.

— Эдгард, насколько этот бойкот со стороны руководства фестиваля в Монте-Карло соответствует настроению артистов цирка в мире?

— Совершенно не соответствует. Судите сами: в первые же три дня после объявления о международном цирковом фестивале в Санкт-Петербурге его организаторы получили заявки на участие из более чем из 100 стран. В том числе из таких цирковых держав, как Италия, Франция, Испания, Португалия, США... Разброс жанров универсальный — от гимнастики и акробатики до клоунады и дрессуры. Даже есть заявка на номер со слонами. Поэтому нет сомнений, что демарш Монте-Карло — исключительно политического свойства. Политика нынче все чаще вмешивается в искусство. Фестиваль в Монте-Карло поддерживается княжеской семьи принца Альберта и принцессы Стефани. Вероятно, кем-то они были поставлены в жесткие условия, потому вынужденно, «с сожалением» отказали нашим артистам. Мне кажется, что показателем истинных настроений в цирковом сообществе можно считать позицию одной из крупнейших (несколько тысяч человек!) мировых компаний — канадского цирка «Дю солей». Там не расстаются с российскими артистами и не отказываются принимать на работу людей с нашими паспортами. Да и какой серьезный менеджер по доброй воле лишит себя возможности сотрудничать со столь высокими профессионалами? Напомню: на последнем перед пандемией международном фестивале в Монте-Карло российские артисты взяли все самые высокие призовые места. А в этом году победили на цирковых фестивалях в Венгрии, Испании... Мне искренне жаль зрителей Монте-Карло, которые так ждали возвращения их любимого праздника после долгой коронавирусной паузы, а теперь они будут лишены очень значимой его части. Да и артисты, которые получат там призы, не смогут в полной мере ощутить радость победы, поскольку конкурс пройдет без самых сильных участников.

— Что ваша компания потеряла из-за отказа, полученного из Монте-Карло?

— Не удивляйтесь, но ничего. Буду откровенен: после того, как три месяца назад там провели благотворительное шоу в поддержку украинских артистов, у меня возникло подозрение, что события пойдут так, как они и пошли затем в реальности. Потому никакой специальной подготовкой мы не занимались, держа этот фестиваль в уме, как говорится, по остаточному принципу. А вот у «Росгоцирка» ситуация другая. Там, как и в Цирке Юрия Никулина, готовили несколько очень серьезных и интересных номеров. Но нет худа без добра. Теперь эти прекрасные работы увидит отечественный зритель в Санкт-Петербурге.

— А что вы готовите для Петербурга?

— Мы хотим представить единственный в мировой практике аттракцион в сложнейшем жанре подкидных досок, в котором участвуют только женщины. Прежде в таких номерах на десяток мужчин приходилось не более одной-двух представительниц слабого пола. Сейчас вносим окончательные штрихи в несколько новых сложных трюков.

— Но сами вы на фестивале выступите только как ведущий. Не обидно?

— Нисколько. Выступить в этой роли мне предложил генеральный директор «Росгосцирка» Сергей Беляков. И те, кого я буду представлять зрителям — мои коллеги и друзья. В последние годы мне уже приходилось вести различные цирковые церемонии — фестиваль в том же Санкт-Петербурге, церемонию награждения участников смотра в Саратове... Такие приглашения очень почетны. Мне вообще нравится совмещать разные роли. Кстати, знаете, в Санкт-Петербурге я еще и надеюсь выступить в качестве импресарио — мы с начальником нашего зарубежного отдела рассчитываем присмотреть кого-нибудь из перспективных зарубежных артистов, чтобы пригласить выступить у нас.

У Эдгарда и его команды есть номера на все вкусы

— Не поделитесь, чем еще живет сегодня Большой московский цирк?

— Труппа находится в постоянном творческом развитии. Порой ступаем на совсем необычную территорию. Например, наша клоунская группа подготовила спектакль, посвященный жизни самого цирка, который мы показываем на сценах московских театров. А сборная команда КВН Большого московского цирка на протяжении трех лет выступала в Высшей лиге, где дважды доходила до финала.

— А что с фестивалем «Идол», который традиционно проходил на проспекте Вернадского в сентябре?

— Мы проводили его уже семь раз, он прочно вошел в топ-5 мировых цирковых фестивалей. Но в этом году возникли трудности. Вообще-то наш цирк, хоть и подчиняется административно правительству города Москвы, финансово независим, за помощью мы обращаемся только в исключительных случаях. Например, в период пандемических ограничений правительства РФ и Москвы помогали со средствами на зарплату артистам и корм животным. Фестиваль тоже требует такой поддержки. Но нынче нам из мэрии поступил официальный отказ. Так что с грустью сообщаю: «Идола» в этом году не будет... Есть и еще одна болезненная проблема, очень далекая от решения — капитальный ремонт и реконструкция здания. Этот вопрос не сдвигается с места на протяжении многих лет.

— В представлении многих обывателей артист цирка нищ, голоден, не имеет своего жилья и вечно странствует в кибитке по городам и весям.

— Что касается постоянного передвижения с арены на арену, то жизнь циркового артиста подразумевала их в любые времена. Хотя, разумеется, кибитки остались в прошлом. Сам я в детстве сменил почти полсотни школ, ездя с родителями на гастроли. А вот в вопросе дохода все зависит от профессионального уровня артиста. Тут, прямо скажем, бывает по-разному. Как и везде в искусстве: у кого-то получается лучше, у кого-то хуже, кому-то везет, а кто-то остается ни с чем. Но, например, работать в Большом московском цирке не только престижно, но и финансово оправданно. У нас постоянная очередь из желающих поступить на работу. Посмотрите хотя бы на нас с братом. Мы собираем стадионы уже больше 15 лет. Не называю вам других успешных артистов и коллективы только потому, что список получился бы слишком длинным.

— А если сравнить условия работы с теми, какие имеют зарубежные цирковые артисты?

— Считаю, что мы в гораздо лучшем положении. Прежде всего благодаря наследию, которое получили еще от Советского Союза. Это большие, отапливаемые здания стационарных цирков, позволяющие нам круглогодично трудиться в благоприятной среде, а не перемещаться из шапито в шапито, каждый раз обустраивая эти площадки на малоподготовленных местах и заботясь об элементарном комфорте вроде установки биотуалетов. К тому же в нашей стране существует традиция государственной поддержки циркового искусства. Конечно, желательно, чтобы этого внимания было больше...

— Насчет внимания — почему-то никакого интереса к цирку давно не проявляет телевидение. Ну, изредка покажут что-то по «Культуре», но программ о цирке по Первому каналу или «России» нет.

— Тут правильнее было бы сказать, что вообще российской культуре в информационном пространстве не уделяется должного внимания. Если мы с вами выйдем на улицу и попросим прохожих назвать 10 популярных сегодня артистов цирка, боюсь, вернемся в эти стены ни с чем. И другие искусства вряд ли в лучшем положении. Спросим о балете — кроме Цискаридзе и Волочковой, может быть, с трудом припомнят еще одно-два имени. В опере знают певицу Нетребко и дирижера Гергиева. А если обратимся к другим творческим сферам, то потерпим полное фиаско. И конечно на фоне этого искусственно созданного вакуума народными кумирами мгновенно становятся какие-то плохо образованные тик-токеры... Нужна принципиально иная государственная информационная политика. И ведь она была у нас — помните, как серьезно прежде работали над созданием имен. Конечно, главным источником популярности Карандаша, Эмиля Кио, Олега Попова, Юрия Никулина, Леонида Енгибарова, Валентина Филатова, Юрия Дурова и многих других артистов был их талант — но он встречал активную поддержку государства. Сейчас времена изменились, все отдано на откуп социальным сетям, хайпу. И в результате мы получаем поколения людей, для которых слова «российское искусство» — пустой звук.

— Знаю, что немало хлопот цирку доставляют чересчур активные зоозащитники, требующие отказа от номеров с животными.

— Зоозащитник зоозащитнику рознь. Есть те, кто действительно стремится улучшить жизнь животных и высказывает аргументированную критику. Но есть и другие, кого точнее назвать зоорадикалами, вот они на самом деле преследуют цели, далекие от блага животных, и деятельность их часто весьма разрушительна. Например, глава самой большой американской зоозащитной организации несколько лет назад заявила о своем стремлении добиться того, чтобы домашних животных не было вообще. Представляете? Вот с такими людьми договариваться о чем-либо крайне тяжело. Да, наверное, и не нужно. Чтобы вы почувствовали глубину боли, с которой я это говорю, посмотрите, как самые шумные из зоозащитников вели себя во время коронавируса: тише воды ниже травы! Хотя в эти два года зоопарки, цирки, приюты буквально умоляли о финансовой поддержке. Особенно в самый тяжелый период, когда из-за санитарных ограничений остро не хватало людей, чтобы просто покормить животных: волонтерам-то вход был закрыт! И вот эти «зоозащитники» просто перестали напоминать о себе. Поскольку иначе кто угодно мог спросить: а где, собственно, ваша помощь? Где ваши деньги?

То же самое и в связи с событиями на Украине. Мариупольский зоопарк обстрелян, цирки в Донецке и Луганске функционируют с трудом. Но никто из крупных зоозащитников не проявляет желания помогать тамошним животным — это же большая трата денег. А им куда сподручнее провести шумную кампанию по спасению какой-нибудь обездоленной собачки.

Доброе слово и кошке приятно. Даже очень большой

— Тем не менее на Западе многие цирки отказываются от номеров с животными.

— Вы отстали от жизни — сейчас волна пошла в обратную строну. Зритель, особенно за время коронавируса, соскучился по хорошему цирку, и отношение к номерам с животными изменилось. Так, в Бундестаге отклонили закон, запрещающий работу животных в цирке. Та же ситуация в Мексике, ряде других стран. Здравомыслящим людям надоел террор зоозащитников.

— Вы, любитель афоризмов, как-то признались, что постоянно носите с собой томик высказываний Бернарда Шоу. Какое его изречение у вас самое любимое?

— Да, было такое — кто-то подарил эту действительно занимательную книжицу, умещающуюся на ладони, и я ее с удовольствием читал. Но яркие и мудрые мысли высказывал не только Бернард Шоу, со временем у меня стало путаться в голове, кому какое высказывание принадлежит. И сейчас моя самая любимая фраза: «А кто сказал, что будет легко?» Хотя ее придумал точно не Бернард Шоу.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?