Главная Культура 00:01 29 Июля 2022 10900
Эдгард Запашный: Ждем в гости даже слонов

На бойкот Монте-Карло мы ответим собственным международным цирковым фестивалем

Александр Славуцкий
Цирк Запашных и без Монте-Карло знаменит на весь мир. Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

Санкционные страсти захлестнули даже такой, казалось бы, далекий от политики мир, как цирк. Накануне из Монте-Карло пришло письмо с официальным отказом от приглашения российских участников на 45-й международный цирковой фестиваль. Кажется, подобное случилось впервые за всю историю этого смотра. Невзирая на то, что планы его проведения были давно сверстаны, гендиректора компании «Росгосцирк» Сергея Белякова звали в состав жюри, а известный российский цирковой деятель Гия Эрадзе еще несколько лет назад был назначен главным режиссером праздника... Реакция Министерства культуры последовала незамедлительно. Буквально через несколько дней было объявлено, что с 3 по 6 ноября в Санкт-Петербурге в знаменитом Цирке Чинизелли на Фонтанке пройдет Международный фестиваль циркового искусства. Высказать свое мнение о ситуации, как и вообще о месте цирка в современной культуре, мы попросили одного из самых знаменитых отечественных артистов, директора Большого московского цирка, народного артиста России Эдгарда Запашного.

— Эдгард, насколько этот бойкот со стороны руководства фестиваля в Монте-Карло соответствует настроению артистов цирка в мире?

— Совершенно не соответствует. Судите сами: в первые же три дня после объявления о международном цирковом фестивале в Санкт-Петербурге его организаторы получили заявки на участие из более чем из 100 стран. В том числе из таких цирковых держав, как Италия, Франция, Испания, Португалия, США... Разброс жанров универсальный — от гимнастики и акробатики до клоунады и дрессуры. Даже есть заявка на номер со слонами. Поэтому нет сомнений, что демарш Монте-Карло — исключительно политического свойства. Политика нынче все чаще вмешивается в искусство. Фестиваль в Монте-Карло поддерживается княжеской семьи принца Альберта и принцессы Стефани. Вероятно, кем-то они были поставлены в жесткие условия, потому вынужденно, «с сожалением» отказали нашим артистам. Мне кажется, что показателем истинных настроений в цирковом сообществе можно считать позицию одной из крупнейших (несколько тысяч человек!) мировых компаний — канадского цирка «Дю солей». Там не расстаются с российскими артистами и не отказываются принимать на работу людей с нашими паспортами. Да и какой серьезный менеджер по доброй воле лишит себя возможности сотрудничать со столь высокими профессионалами? Напомню: на последнем перед пандемией международном фестивале в Монте-Карло российские артисты взяли все самые высокие призовые места. А в этом году победили на цирковых фестивалях в Венгрии, Испании... Мне искренне жаль зрителей Монте-Карло, которые так ждали возвращения их любимого праздника после долгой коронавирусной паузы, а теперь они будут лишены очень значимой его части. Да и артисты, которые получат там призы, не смогут в полной мере ощутить радость победы, поскольку конкурс пройдет без самых сильных участников.

— Что ваша компания потеряла из-за отказа, полученного из Монте-Карло?

— Не удивляйтесь, но ничего. Буду откровенен: после того, как три месяца назад там провели благотворительное шоу в поддержку украинских артистов, у меня возникло подозрение, что события пойдут так, как они и пошли затем в реальности. Потому никакой специальной подготовкой мы не занимались, держа этот фестиваль в уме, как говорится, по остаточному принципу. А вот у «Росгоцирка» ситуация другая. Там, как и в Цирке Юрия Никулина, готовили несколько очень серьезных и интересных номеров. Но нет худа без добра. Теперь эти прекрасные работы увидит отечественный зритель в Санкт-Петербурге.

— А что вы готовите для Петербурга?

— Мы хотим представить единственный в мировой практике аттракцион в сложнейшем жанре подкидных досок, в котором участвуют только женщины. Прежде в таких номерах на десяток мужчин приходилось не более одной-двух представительниц слабого пола. Сейчас вносим окончательные штрихи в несколько новых сложных трюков.

— Но сами вы на фестивале выступите только как ведущий. Не обидно?

— Нисколько. Выступить в этой роли мне предложил генеральный директор «Росгосцирка» Сергей Беляков. И те, кого я буду представлять зрителям — мои коллеги и друзья. В последние годы мне уже приходилось вести различные цирковые церемонии — фестиваль в том же Санкт-Петербурге, церемонию награждения участников смотра в Саратове... Такие приглашения очень почетны. Мне вообще нравится совмещать разные роли. Кстати, знаете, в Санкт-Петербурге я еще и надеюсь выступить в качестве импресарио — мы с начальником нашего зарубежного отдела рассчитываем присмотреть кого-нибудь из перспективных зарубежных артистов, чтобы пригласить выступить у нас.

У Эдгарда и его команды есть номера на все вкусы

— Не поделитесь, чем еще живет сегодня Большой московский цирк?

— Труппа находится в постоянном творческом развитии. Порой ступаем на совсем необычную территорию. Например, наша клоунская группа подготовила спектакль, посвященный жизни самого цирка, который мы показываем на сценах московских театров. А сборная команда КВН Большого московского цирка на протяжении трех лет выступала в Высшей лиге, где дважды доходила до финала.

— А что с фестивалем «Идол», который традиционно проходил на проспекте Вернадского в сентябре?

— Мы проводили его уже семь раз, он прочно вошел в топ-5 мировых цирковых фестивалей. Но в этом году возникли трудности. Вообще-то наш цирк, хоть и подчиняется административно правительству города Москвы, финансово независим, за помощью мы обращаемся только в исключительных случаях. Например, в период пандемических ограничений правительства РФ и Москвы помогали со средствами на зарплату артистам и корм животным. Фестиваль тоже требует такой поддержки. Но нынче нам из мэрии поступил официальный отказ. Так что с грустью сообщаю: «Идола» в этом году не будет... Есть и еще одна болезненная проблема, очень далекая от решения — капитальный ремонт и реконструкция здания. Этот вопрос не сдвигается с места на протяжении многих лет.

— В представлении многих обывателей артист цирка нищ, голоден, не имеет своего жилья и вечно странствует в кибитке по городам и весям.

— Что касается постоянного передвижения с арены на арену, то жизнь циркового артиста подразумевала их в любые времена. Хотя, разумеется, кибитки остались в прошлом. Сам я в детстве сменил почти полсотни школ, ездя с родителями на гастроли. А вот в вопросе дохода все зависит от профессионального уровня артиста. Тут, прямо скажем, бывает по-разному. Как и везде в искусстве: у кого-то получается лучше, у кого-то хуже, кому-то везет, а кто-то остается ни с чем. Но, например, работать в Большом московском цирке не только престижно, но и финансово оправданно. У нас постоянная очередь из желающих поступить на работу. Посмотрите хотя бы на нас с братом. Мы собираем стадионы уже больше 15 лет. Не называю вам других успешных артистов и коллективы только потому, что список получился бы слишком длинным.

— А если сравнить условия работы с теми, какие имеют зарубежные цирковые артисты?

— Считаю, что мы в гораздо лучшем положении. Прежде всего благодаря наследию, которое получили еще от Советского Союза. Это большие, отапливаемые здания стационарных цирков, позволяющие нам круглогодично трудиться в благоприятной среде, а не перемещаться из шапито в шапито, каждый раз обустраивая эти площадки на малоподготовленных местах и заботясь об элементарном комфорте вроде установки биотуалетов. К тому же в нашей стране существует традиция государственной поддержки циркового искусства. Конечно, желательно, чтобы этого внимания было больше...

— Насчет внимания — почему-то никакого интереса к цирку давно не проявляет телевидение. Ну, изредка покажут что-то по «Культуре», но программ о цирке по Первому каналу или «России» нет.

— Тут правильнее было бы сказать, что вообще российской культуре в информационном пространстве не уделяется должного внимания. Если мы с вами выйдем на улицу и попросим прохожих назвать 10 популярных сегодня артистов цирка, боюсь, вернемся в эти стены ни с чем. И другие искусства вряд ли в лучшем положении. Спросим о балете — кроме Цискаридзе и Волочковой, может быть, с трудом припомнят еще одно-два имени. В опере знают певицу Нетребко и дирижера Гергиева. А если обратимся к другим творческим сферам, то потерпим полное фиаско. И конечно на фоне этого искусственно созданного вакуума народными кумирами мгновенно становятся какие-то плохо образованные тик-токеры... Нужна принципиально иная государственная информационная политика. И ведь она была у нас — помните, как серьезно прежде работали над созданием имен. Конечно, главным источником популярности Карандаша, Эмиля Кио, Олега Попова, Юрия Никулина, Леонида Енгибарова, Валентина Филатова, Юрия Дурова и многих других артистов был их талант — но он встречал активную поддержку государства. Сейчас времена изменились, все отдано на откуп социальным сетям, хайпу. И в результате мы получаем поколения людей, для которых слова «российское искусство» — пустой звук.

— Знаю, что немало хлопот цирку доставляют чересчур активные зоозащитники, требующие отказа от номеров с животными.

— Зоозащитник зоозащитнику рознь. Есть те, кто действительно стремится улучшить жизнь животных и высказывает аргументированную критику. Но есть и другие, кого точнее назвать зоорадикалами, вот они на самом деле преследуют цели, далекие от блага животных, и деятельность их часто весьма разрушительна. Например, глава самой большой американской зоозащитной организации несколько лет назад заявила о своем стремлении добиться того, чтобы домашних животных не было вообще. Представляете? Вот с такими людьми договариваться о чем-либо крайне тяжело. Да, наверное, и не нужно. Чтобы вы почувствовали глубину боли, с которой я это говорю, посмотрите, как самые шумные из зоозащитников вели себя во время коронавируса: тише воды ниже травы! Хотя в эти два года зоопарки, цирки, приюты буквально умоляли о финансовой поддержке. Особенно в самый тяжелый период, когда из-за санитарных ограничений остро не хватало людей, чтобы просто покормить животных: волонтерам-то вход был закрыт! И вот эти «зоозащитники» просто перестали напоминать о себе. Поскольку иначе кто угодно мог спросить: а где, собственно, ваша помощь? Где ваши деньги?

То же самое и в связи с событиями на Украине. Мариупольский зоопарк обстрелян, цирки в Донецке и Луганске функционируют с трудом. Но никто из крупных зоозащитников не проявляет желания помогать тамошним животным — это же большая трата денег. А им куда сподручнее провести шумную кампанию по спасению какой-нибудь обездоленной собачки.

Доброе слово и кошке приятно. Даже очень большой

— Тем не менее на Западе многие цирки отказываются от номеров с животными.

— Вы отстали от жизни — сейчас волна пошла в обратную строну. Зритель, особенно за время коронавируса, соскучился по хорошему цирку, и отношение к номерам с животными изменилось. Так, в Бундестаге отклонили закон, запрещающий работу животных в цирке. Та же ситуация в Мексике, ряде других стран. Здравомыслящим людям надоел террор зоозащитников.

— Вы, любитель афоризмов, как-то признались, что постоянно носите с собой томик высказываний Бернарда Шоу. Какое его изречение у вас самое любимое?

— Да, было такое — кто-то подарил эту действительно занимательную книжицу, умещающуюся на ладони, и я ее с удовольствием читал. Но яркие и мудрые мысли высказывал не только Бернард Шоу, со временем у меня стало путаться в голове, кому какое высказывание принадлежит. И сейчас моя самая любимая фраза: «А кто сказал, что будет легко?» Хотя ее придумал точно не Бернард Шоу.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5659
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4663
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4244
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...