Главная Культура 23:13 29 Мая 2016 2408
За чем именно «Шинник» и байкеры едут в музей

Журналист «Труда» побеседовал с куратором проекта «Предметный разговор» Ярославского музея-заповедника Екатериной Змеевой

Виктория Пешкова, Ярославль - Москва

Фестиваль «Интермузей» по праву называют главным событием в музейном календаре. Но яркий и шумный праздник заканчивается, участники возвращаются домой. И там-то, в родных стенах, и протекает самое важное — повседневная жизнь музея. А она не такая уж тихая, скучная и чинная, как может показаться.

Двинутого на гаджетах посетителя сегодня не увлечешь обычной экскурсией, а это и есть узаконенный традицией способ общения музея с публикой, где перевод с «академического» на «человеческий» идет в режиме монолога. Ломать столь прочно укоренившийся стереотип непросто. Особенно если ты не знаменитый федеральный, а скромный региональный музей. К тому же в интернете множатся платформы, позволяющие, не вставая с дивана, заглянуть в самые знаменитые музеи мира. Ну и что же надо придумать, чтобы подвигнуть жителя Тулы или Сыктывкара прийти в местный музей, уступающий в статусе и раскрутке Лувру с Эрмитажем? А ведь ему, музею, надо госзадание выполнять, деньги зарабатывать...

Форум «Музейный гид», который Благотворительный фонд Владимира Потанина традиционно проводит в рамках фестиваля «Интермузей», на сей раз проходил под девизом «Следующий шаг!». Как раз в духе извечно-классического «Что делать?». Собственно, сей «гид» и есть своеобразный компас, выявляющий новые векторы развития. Один из главных трендов — междисциплинарный подход, изменение форматов партнерского взаимодействия, стратегии подключения к музейной деятельности новых аудиторий. А еще как ни странно — живые человеческие истории.

Как все это сосуществует, «Труд» выяснил у Екатерины ЗМЕЕВОЙ, старшего научного сотрудника Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ее проект «Предметный разговор» стал одним из победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

— Наш проект и есть собрание живых историй, — рассказывает Екатерина Олеговна. — Публика ищет именно их, а вовсе не сухие абстрактные знания. Начиная «Предметный разговор», мы хотели посмотреть, как много может рассказать о времени и о себе музейный предмет. Скажем — уличная табличка советских времен «Пл. Подбельского» (кому и что сегодня скажет эта фамилия?) или портреты обитательниц Ярославля конца XVIII века, имен которых история вообще не сохранила. Нам хотелось даже не диалога, а полилога — общения многих со многими, где слово имели бы не только эксперты — историки, искусствоведы, культурологи, археологи, но и простые жители.

Каждый из десятка предметов — главных героев проекта — с помощью своих многочисленных «собеседников» постепенно выстраивал свой сюжет. И неважно, происходило ли это на ученой дискуссии о музейных превращениях или на киновечере. Кстати, «героиней» того вечера стала программа-либретто немого фильма «Стенька Разин», снятого в Ярославле в 1914 году...

Способов заманить человека в музей множество, в том числе и очень простой — сделать музей и публику равноправными партнерами. Футбольный клуб «Шинник» предоставил проекту наградные кубки из своей коллекции. Ставшая в советские времена спортивным призом японская ваза смогла увидеть своих более молодых «коллег». Еще пример: в снятом для выставки видеоинтервью участники байк-клуба «Черные медведи» рассказали, как один из предметов-героев, флюгер в виде ярославского герба-медведя, стал их логотипом. А потом целой делегацией они пришли на вернисаж.

Соцсети сегодня упрекают во всех смертных грехах, но они только средство, люди сами решают, наполнять их созиданием или разрушением. В группе, организованной музеем в «Фейсбуке», народным голосованием выбирали имя ископаемой шерстистой носорожихе, чей череп хранится в музее. Нарекли Корнелией — и экспонат сразу обрел индивидуальный обаятельный образ.

На «Интермузее» всегда много мультимедиа-технологий. Бум длится не первый год, и профессионалов уже всерьез тревожит, устоит ли историческая достоверность под натиском виртуальной реальности? Не превратится ли музей из просветителя в аттракцион?

— У нас есть такой фокус, — делится Екатерина Олеговна. — Неподалеку от уже упомянутых портретов ярославских купчих, которых мы прозвали Никитична и Потаповна, стоит экран, на котором крутится мультфильм, где они же, но уже нарисованные современным художником, поют голосами местных фольклористок забытую народную песню о Ярославле. Я наблюдала за посетителями: даже если человек начинал с мультика, он потом все равно шел к оригиналам — заглянуть в глаза женщинам, жившим два века назад. Аура подлинника не теряет силы, несмотря на технический прогресс и клиповое мышление!

Работу музея оценивают в цифрах: количество посетителей, выставок, акций. Но разве настоящий результат не в тех чувствах, которые он пробудил в человеке? Ответ напрашивается сам собой.

— Никакая статистика никогда не ответит нам на вопрос, что изменилось в душе посетителя после посещения музея. Главное — дать человеку шанс для саморазвития, — считает Екатерина Змеева и переходит с прозы на стихи:

— У Анны Герасимовой (она же — певица Умка) есть прекрасные строчки:

Я не поэт, я переводчик,
Не гений, не первопроходчик.
Не мной построен пароход.
Не мной Америка открыта,
Но гордое мое корыто
В мою Америку плывет.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6141
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4713
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....