
«В каком возрасте вы начали половую жизнь?», «Бывают ли боли при половых контактах?», «Имеются ли у вас инфекции, передающиеся половым путем?». Анкеты с такими вопросами появились неделю назад в чатах всех курсов Воронежского государственного университета. Учащимся настойчиво рекомендовали их заполнить и подписать, указав ФИО, возраст и номер телефона: опрос не анонимный.
Студенты (в основном, конечно, студентки!) возмутились. История пошла гулять по СМИ и соцсетям, в Минздрав области посыпались запросы, в том числе из Госдумы РФ. Заодно выяснилось, что похожим образом «бомбит» не только Воронеж.
Вот, например, вопросы из другой анкеты, на этот раз разосланной сотрудницам учреждений культуры Подмосковья. «Какой у вас сегодня день менструального цикла?», «Проходили ли вы стационарное лечение по поводу гинекологического (венерического) заболевания?», «Случается ли у вас подтекание мочи при кашле, чихании?». Опросники надо было заполнить в бумажном виде, подписать и... сдать в отдел кадров! «Это же на следующий день у нас все будут знать, у кого сколько выкидышей и абортов, обильно ли растут волосы на теле, как кто предохраняется, имеет ли половые контакты в настоящее время или уж и не помнит, когда это было», — иронизирует в соцсетях одна из бюджетниц. И задается естественным вопросом: кто же придумал такую... анкету (в оригинале слово покороче и похлестче)?
Ну кто придумал, гадать не приходится. «Труд» уже не раз (например, в сентябре в материале «Тест на фертильность») рассказывал, что Минздрав РФ в этом году включил в диспансеризацию еще и оценку репродуктивного здоровья населения, разослав в регионы рекомендации на сей счет. В том числе и уже упомянутые анкеты (они называются анамнестические): для девушек 18-29 лет, для женщин 30-49, для мужчин 18-49 и общую. Есть только одно «но»! В рекомендациях четко сказано, что проводить обследование, включая анкетирование, осмотр врача-гинеколога или уролога, иногда — анализы, а потом, если необходимо, и лечение должны в медицинских учреждениях.
Поначалу, возможно, так и было. В результате за первые четыре месяца удалось охватить 368 тысяч россиян, в мае — еще 110 тысяч. Маловато после громогласных заявлений о том, что в Год семьи такой скрининг репродуктивного здоровья пройдут 6 млн человек, то есть 10% всего фертильного населения России в возрасте от 18 до 49 лет. Особенно «тормозят» мужчины: дескать, «меня ничего не беспокоит», а прохождение такого осмотра — дело сугубо добровольное. Особо горячие головы с разных высоких трибун, в том числе и депутатских, стали предлагать сделать профосмотры, включая и скрининг фертильности, обязательным условием при приеме на работу. Но, во-первых, из Госдумы чего только не услышишь, взять хотя бы недавний перл про «рожалку». А во-вторых, при нынешнем дефиците кадров подобный подход просто несерьезен.
Пришлось-таки, как и было указано в вышеупомянутых рекомендациях Минздрава, все же формировать мобильные бригады, которые выезжали на село, как в Иркутской области, или в трудовые коллективы, как в Чувашии. В Челябинской области женщинам вовсю названивали из страховых компаний, в Краснодарском крае в поликлиниках появилась всевозможная очень наглядная агитация, особый интерес вызывающая почему-то у подростков. Подсуетились и в Воронеже: там запустили специальный телеграм-бот, помогающий оценить уровень фертильности, пообщаться с врачами, записаться на прием к специалисту, связаться с психологом и даже позвонить священнику, который попытается... отговорить от аборта. Но, похоже, и этого оказалось недостаточно.
На прошлой неделе Минздрав РФ отчитался, что оценку репродуктивного здоровья за 10 месяцев прошли уже 3 млн россиян. Ровно половина того количества, которое планировали на конец года (и на что были выделены соответствующие средства). Видно, в Минздраве решили, что маловато: как бы не скостили финансирование на 2025 год, оно-то предусматривает обследовать уже 32% населения 18-49 лет. И в регионы пошла директива «активизировать усилия». Тогда, очевидно, чиновники и решили сосредоточиться на бюджетниках и студентах, причем не отрывать их почем зря от работы и учебы, а охватить анкетированием. Дешево и сердито! Ну а что: и те и другие люди грамотные и послушные, потому что зависимые (зарплата или сессия!). Да и руководители контор и вузов обычно за — как, кстати, было в ВГУ, хотя теперь администрация вуза утверждает, что была не в курсе (а чиновники местного Минздрава, к слову, даже извинились перед студентами).
Не исключено, что мы еще услышим о подобных примерах проверки фертильности для галочки и из других регионов: в комментариях по крайней мере приводят множество примеров. А что в сухом остатке? В той же Воронежской области рождаемость упорно падает начиная с 2015 года, когда демографический всплеск был обеспечен беженцами из Донецка и Луганска. С тех пор число младенцев снизилось на треть, а число бесплодных пар увеличилось: сейчас каждая пятая семья не способна завести ребенка. Они-то к врачам теперь ходят активно, но, увы, чаще всего время упущено. Ну и кто кого обхитрил?