Не бог весть какое открытие: съездить на звездный концерт в Европу обойдется куда дешевле, чем платить нашим билетным операторам. Бывалые меломаны-путешественники знают о том не понаслышке.
Россия давно уже не терра инкогнита для зарубежных артистов. Правда, в основном они устремляются в Москву, чуть реже — в Санкт-Петербург. Если турне очередной звездной команды проходит по Восточной Европе, то есть надежда, что заедут и к нам — после Варшавы, Киева, Праги, Риги. По идее, дождаться таких гастролей в Москве — вопрос времени. Но порой и десятилетий.
Например, The Rolling Stones были у нас лишь однажды, в 1998-м. Возможно, недавние восточноевропейские гастроли роллингов стали последним шансом увидеть их на сцене. По крайней мере, так решили наши меломаны. Такого массового десанта из России в Европу я не припомню. Группу Radiohead российская публика ловила на будапештском фестивале «Сигет». А «русская народная» группа из Ирландии U2 сыграла в Москве один раз почти 10 лет назад и снова в гости не собирается.
Из этого дефицита еще с середины 90-х стал расти самодеятельный меломанский туризм. Москвичка Марина Мигачева, любительница выездов на концерты с большим стажем, предоставила мне такую калькуляцию посещения шоу U2. С оговоркой: это тур человека, который ездит много и часто. Так вот, удовольствие увидеть U2 в родном Дублине складывается из затрат на билет на концерт — 7080 евро, перелет (с пересадкой) — 16 тысяч рублей туда-обратно, визу — 8 тысяч, отель — 30 евро за ночь, транспорт, еду — еще сотня. На круг — около 50 тысяч нашими. Дешевле, чем берут московские билетные операторы за большинство концертов западных звезд.
Впрочем, Марина, фанат U2, ездила послушать любимцев и в Португалию, и такой маршрут обошелся ей дешевле, чем вояж в Дублин. Шенгенская виза 3,5 тысячи рублей, еда и жилье на юге Европы тоже не так дороги, так что милости просим.
Москва, понятно, не приграничный город, в отличие от Санкт-Петербурга. А для петербуржцев нормально иметь двухгодичную финскую или эстонскую визу (консульский сбор — 35 евро) и ездить к соседям по достойному музыкальному поводу. В Финляндии интересные события случаются не столько в столице, сколько на фестивалях типа Pori Jazz, Ilosaarirock в Йоэнсуу или Ruisrock в Турку. Макс Хаген, журналист из Санкт-Петербурга, профессионально выучился «ловить» здесь звезд всякой величины, включая и актуальных новичков, о чем регулярно рассказывает в своих репортажах.
«Вариант Хагена» таков: проезд до Хельсинки — комфортный автобус Lux Express, 25 евро в одну сторону, а если поймать скидку, можно и раза в полтора-два дешевле. Есть автобусы попроще, но они могут застрять на границе в многочасовой очереди, а Lux Express идет по расписанию. Финляндия — дорогая страна, но на популярном интернет-ресурсе Airbnb можно снять квартирку за 3,5 тысячи рублей за ночь. Как вариант — «автоматическая», работающая без персонала гостиница Omena Hotel — 70 евро. А есть и хостелы, где переночевать после концерта можно за тридцатку. Итог: около 200 евро (добавьте те же 50 за сам билет на концерт). Тоже вполне бюджетно.
Получается, поездка на концерт за границу — как маленький познавательный отпуск плюс удовольствие от музыки. Но для некоторых это еще и дело принципа. Ну зачем потакать отечественным билетным комбинаторам, берущим свои цены с потолка? Недавно у нас гостил молодой французский классический пианист Люка Дебарг, полюбившийся русской публике, так за билеты просили совершенно неприличные суммы — до 2 тысяч евро. Один небедный человек в ответ заявил: «Да я за такие деньги на вашего пианиста в Берлин всю семью свожу!» И ведь нисколько не блефовал.
Ну так когда же мы наконец войдем в число стран с цивилизованным концертным бизнесом? Тоже вопрос времени? Надеюсь, десятилетий для этого не требуется.