Главная Культура 15:49 28 Ноября 2021 4956
С Сашей Градским в Елисеевском гастрономе

 Очень лично – о человеке, певшем и говорившем правду

Сергей Бирюков

 С Сашей Градским мы почти не общались последние лет 12. Он как-то очень обиделся на заметку про его оперу «Мастер и Маргарита», где была не только хвала его мелодическому дару и тенору, но и деликатная (мне казалось) критика за некоторую эклектичность – на самом деле почти неизбежную, когда работа дается автору не сразу, а растягивается на 30 лет.

А ведь были на «ты», зная друг друга еще со времен нашего общего поступления в Союз композиторов СССР. Кажется, меня даже приняли туда чуть раньше: такой музыковед, как я, в СК воспринимался нормой, а вот то, что в Союзе отныне будет рокер – страшное слово для многих представителей старшего композиторского поколения, а особенно для бюрократии СК – казалось им потрясением основ. 

Саша был одним из лейтмотивов для нескольких поколений соотечественников. У меня тут была даже некоторая преференция. Мы могли встретиться, допустим, в кулуарах съезда того же Союза композиторов и вместе подивиться, как это старик Хренников (кстати, учитель Градского) в своих взглядах на молодежную музыку оказывается прогрессивнее многих более молодых секретарей правления, тащащих организацию в прошлое. А можно было просто случайно пересечься в Елисеевском гастрономе (для него домашнем, он обитал в Козицком переулке) и погуторить о быте, о чудовищно подорожавших продуктах, о лайфхаках, как где чего купить получше и подешевле.

Помню грандиозный концерт в тогда еще не разрушенном зале «Россия», где в первом отделении звучали оперные арии, во- втором – фрагменты из мюзиклов… Это впечатляло: тенор Градского действительно уникален, не зря его ценили такие разные, но одинаково великие музыканты, как Пахмутова и Светланов. Но главное, по моему убеждению, наступило в последнем, третьем отделении, где Саша и его гитара остались со слушателями один на один. И зазвучали песни о нас с вами, в которых все было правдой.

Я мечтал о шансе вновь услышать именно эту, авторскую часть программы. И мечта сбылась после наступления нового этапа в жизни Градского, когда он стал одним из наставников «Голоса». В первом отделении концерта в Зале Чайковского пели юные подопечные, и это было классно – но опять же главное случилось потом, когда на полтора часа эстраду занял сам Александр. Не буду здесь углубляться в особенности его музыки, да и его личности – на эту тему безбрежно много сказано гораздо более близкими к нему людьми. Только приведу подборку цитат из его песен, читая которую, по-моему, нельзя а) не восхититься точностью и мудростью строчек-формул, б) не пожалеть горько, что эти песни звучали не так часто, как того достойны, и в) что Саша больше никогда ничего не напишет.

«Толерантны мы, что твой Талейран, / То ли ранить никого не хотим... / Подлецу не говорим, что подлец, / Дураку не говорим, что дурак». 

«Мы думали — всех нефтью заср...м, а газом врагов зап...рдим». 

«Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут». 

«В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам».

«...Невпроворот силы и злобы на всех... Враг уже найден, рот до ушей, режь его, жги до упаду...» «...надобно жить осторожно / И не рисковать острожно. / Поскольку любого можно... / Законно любого можно / Лишить и свободы и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно... / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...».

От себя добавлю еще одно: с каждым днем эти строки – и про толерантность, и про нефть с газом, и про отсутствие споров вкупе со всеобщим озлоблением – не просто не теряют, но обретают все большую актуальность. Респект таланту Саши – и укор всем нам, терпящим, что в России за 20 лет меняется все, а за 200 – ничего.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5651
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4657
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4227
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...