Главная Культура 21:01 28 Сентября 2018 2678
Сарик Андреасян: «Я хотел показать, что месть ничего не решила»

На экраны страны вышел фильм «Непрощенный» - об архитекторе из Владикавказа Виталии Калоеве, потерявшем всю семью в авиакатастрофе 

Дмитрий Кузнецов
Сарик Андреасян. Фото из открытых источников

Фильм, который мы в эти дни увидим на экранах, должен был рано или поздно появиться. Он основан на нашумевших в свое время событиях – истории архитектора из Владикавказа Виталия Калоева, жена и дети которого погибли 1 июля 2002 года в авиакатастрофе над Боденским озером. Два года спустя, поскольку виновный авиадиспетчер так и не был наказан, Калоев решил сам совершить правосудие. За убийство диспетчера он был осужден и провел еще два года в швейцарской тюрьме, после чего освобожден досрочно и вернулся на родину.

Фильм, помимо драматических событий, которые он довольно точно воспроизводит, интересен еще и тем, что в нем в непривычной для себя серьезной главной роли снялся известный комедийный актер Дмитрий Нагиев. Все это вместе не может не привлечь внимание. Корреспонденту «Труда» удалось побеседовать с режиссером фильма Сариком Андреасяном, на счету которого, наряду с несколькими развлекательными («Лопухи», «Мамы», «Служебный роман. Наше время»), есть и серьезный фильм «Землетрясение» про катастрофу в Спитаке.

– Почему вы решили снять фильм на эту тему?

– Вся страна в свое время знала про эту трагедию. У меня есть друзья-осетины, в том числе и артисты. Кто-то спросил, помню ли я эту историю. Но я не сразу понял, что это «моя» история, что захочу ее рассказать. Потом я стал читать интервью Виталия Калоева, смотреть хронику и понял, что хочу снять о нем кино, но рассказать об этом не в форме триллера или жанрового кино, а, несмотря на драму, сделать ленту про человека, которая все равно была бы пропитана любовью к семье в первую очередь.

– Как долго шли съемки?

– Фильм снимался в прошлом году, в три блока – зимние сцены, летние сцены катастрофы и пару осенних дней на кладбище. Мы не стали снимать у реальной могилы, чтобы не волновать нашего героя – построили ее копию один в один.

– А как сам Калоев отнесся к тому, что вы решили снять о нем фильм?

– Я встречался с ним еще до начала съемок и сказал, что хочу сделать фильм с уважением к его семье. Он ответил: «Я не держу тебя за руку, ты можешь делать то, что хочешь». Он имел в виду, чтобы мы его не трогали при этом. Я спросил, читал ли он сценарий, который я ему послал, на что он ответил: «Ну, нет, конечно». Я думаю, дело было не во мне, а в том, что человеку все это переживать заново было бы тяжело. Мы говорили минут 20. Он сказал одну очень важную вещь: во всех европейских фильмах на этот сюжет его пытаются выставить трусом – якобы он убегал с места преступления. Да и прокурор это утверждал. Хотя, говорит Калоев, уходил он очень спокойно. А еще он возмущен тем, как показали в фильме со Шварцнеггером его дом: «У меня очень хороший дом. Что же это герой стоит возле какой–то избушки!» Это тоже очень кавказская тема. Дом – символ. Человек строил его для своей семьи. А теперь этот дом – пустой.

– По фильму получается, что только убийство Калоевым диспетчера заставило компанию признать свою вину?

– Да, именно так. Мы осознанно не хотели рассказывать параллельно жизнь диспетчера, поскольку тот в реальности всего лишь винтик в этой машине. Корпорация решила заменить человеческий фактор деньгами, предложив Калоеву увеличить компенсацию.

– А это реальный факт? Или выдумано сценаристами?

– Нет, не выдумано. Я читал много интервью Калоева. Его речь в суде взята мною из его интервью – когда он говорит: «Я умер в день катастрофы… А что бы вы сделали, увидев своих детей в гробу?» – этот вопрос я задаю и зрителю. Всю информацию, которую мог достать, я достал из хроники и из интервью, даже тех, которые Виталий дал позже, в годовщину событий. Для меня Калоев – это человек, который решает выступить против порочной системы и пойти до конца, чтобы восстановить справедливость. С другой стороны, я хотел сделать многослойное кино и показать, что месть ничего не решила. Когда герой возвращается, все равно его дом – пустой. И от раскаяния ему тоже не уйти…

– Он умножил горе, когда убил диспетчера, тоже отца семейства?

– Да, конечно. Отчасти поэтому фильм называется «Непрощенный». Трагедия сродни шекспировским, где ты не понимаешь до конца, прав герой или не прав, и уж тем более страшно поставить себя на его место.

– В реальности Калоев действительно спонтанно выхватил нож, то есть не планировал убивать?

– Изначально, как я понимаю, когда он пришел к диспетчеру с фотографией – это был такой немножко кавказский жест: впусти меня, давай поговорим. А тот закрывает дверь, поскольку у него другая ментальность. И то, что диспетчер выбил фотографию из его руки – это тоже было. А нож Калоев действительно купил только в гостинице, он не приехал в Европу с готовым намерением убивать. Если бы Калоеву предложили, как это принято у нас – «давай сядем, поговорим», – я думаю, эта история решилась бы совершенно по-другому. Мой фильм еще и про то, что западная культура и наша очень разные – когда глава компании не может понять, в чем суть, и говорит: «Увеличьте компенсацию», – полагая, что деньги решают все.

– То есть ваш герой действительно несколько раз звонил главе авиакомпании, пытался встретиться с ним?

– Да, два года после катастрофы Калоев звонил, приезжал, его не пускали, говорили, что президента нет, хотя он был там…

– А где сейчас живет герой вашего фильма?

– Там же, во Владикавказе. Я думаю, он на пенсии, поскольку ему уже за шестьдесят. Он был одним из лучших архитекторов-строителей во Владикавказе, и в начале фильма я хотел показать его гипертрофированное чувство справедливости, когда он говорит: «Нет, мы так строить не будем». Возможно, это желание справедливости подтолкнуло его к поступку, который он совершил.

– Почему вы решили взять Нагиева, а не, скажем, актера из осетинского театра?

– Когда я сказал, что у меня будет играть Нагиев, многие коллеги смотрели на меня с удивлением – настолько неожиданным казалось для него это амплуа. Мне было важно, чтобы человек, который сыграет Калоева, представлял собой знаковую фигуру. Нагиев, помимо того что он известный актер, – именно такая фигура. Кроме того, интересно раскрыть новые возможности исполнителя. У него был опыт в драме – он играл в фильме Невзорова «Чистилище». Хотя это было 20 лет назад, и все это забыли, но я знал, что он умеет играть драматические роли. Я думал, что если Нагиев согласится и фильм получится, то это будет большое событие. Это был вызов и для него, и для меня. По–моему, я сделал правильный выбор: у меня в фильме Нагиев до катастрофы и после – это два разных человека. 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4511
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4031
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...