Полки книжных магазинов и ТВ-экраны пестрят наставлениями по поводу вкусной и здоровой пищи. О пользе здорового питания слагают целые тома с картинками, ведущие кулинарных телешоу по части узнаваемости давно переплюнули космонавтов. В интернете знаменитости и люд попроще без устали делятся секретами, как и рыбку съесть, и здоровья прибавить. Но это все слова. А что на деле? А на деле под фанфары радующей глаз «оздоровительной» свистопляски тихой сапой идет настоящая интервенция на российские просторы вреднейшей группы продуктов — трансжиров. И с этой заразой никто всерьез бороться не собирается.
Канули в Лету кампании по борьбе с «белой смертью» — сахаром и солью. И с нитратами в арбузах и дынях (помните, как не так уж давно главный санитарный врач Онищенко арестовывал то один арбузный развал, то другой?). Еще была чернобыльская черника. Потом вдруг заклеймили привычные яйца — не больше одного в неделю. Затем их реабилитировали — ешь не хочу. Хотя сейчас, кажется, снова яйца того-с: Какой-то бизнесмен завез в Россию зеленый кофе, и нельзя было войти в Cеть, чтобы оттуда не выскочило предложение купить его немедленно и сразу же похудеть, да еще память улучшить и получить эластичные сосуд...: Чуть было не забыла про пальмовое масло, о котором производители любят писать совсем ме-е-ленько...
Но есть, оказывается, продукт и пострашнее. Трансжиры называется. И раз уж теория начала нашего вымирания на планете озвучена, то эти самые жиры вкупе с вирусами типа MERS, думаю, сыграют в нем не последнюю роль. Трансжиры получают путем гидрогенизации: через растительное масло, нагретое до 200 градусов, пропускают под давлением водород. Причем такой молекулы, которая при этом возникает, в природе нет. Поэтому, когда она попадает к нам с пищей, организм не знает, что с ней делать. Но и отличить вредные молекулы жиров от невредных не может. Молекула же трансжира, попадая в кровоток, ведет себя очень активно, идет на построение мембран клеток, вытесняя оттуда более полезные омега-6 и омега-3 жиры. А вытеснив, закупоривает мембрану, нарушает межклеточный обмен питательных веществ и приводит к целому букету патологий.
И тут все мировое научное сообщество едино во мнении: трансжиры вредны безусловно, они сокращают нашу жизнь. Казалось бы, раз такое дело, то их надо взять и отменить?! Но вот незадача: они много дешевле естественных привычных продуктов, да и хранятся дольше. А это уже адская дилемма: конфликт научной истины и чьей-то совести с бизнес-интересом.
В России первая установка по гидрогенизации масел была построена еще в 1909 году в Казани и использовалась для получения сырья для мыловарения. Но потом оказалось, что от мыла до пищи — один шаг.
На первых порах врачи даже рекомендовали трансмасло как здоровую альтернативу животному жиру. К слову сказать, моя казанская соседка по коммуналке, химик по образованию, всегда все готовила на кулинарном жире или на комбижире и даже иронически поглядывала на подсолнечное масло в соседских сковородках. Хорошая была женщина: Ей бы почитать статьи Уолтера Виллета в журнале «Ланцет», да они выйдут только в 1993-м. А Софья Михайловна к тому моменту уже столько этого комбижира слопает, что, думаю, узнай она правду, сердце ее могло бы не выдержать. Иди потом гадай — в результате эмоционального стресса или атеросклеротической бляшки на почве употребления маргарина...
Короче, этот Виллет привел убийственную статистику и н-еопровержимо доказал, что потребление трансжиров для организма смертельно. И все потому, что вместо нормального строительного материала мы предлагаем ему бракованные трансизомеры, которые образуют дефектные биологические структуры, а те дают сбой в самых разных ситуациях.
Наиболее впечатлительными оказались датчане и голландцы. Пока остальная европейская публика чесала репу и вела жаркие дискуссии, датские производители сами безо всякого принуждения сократили использование трансжиров в своей продукции. А в 2003-м там издали специальный закон, по которому их содержание в продуктах не должно превышать 2%. Сказано — сделано. Мы-то знаем, что и у нас порой принимаются весьма неплохие законы. Только кто их исполняет? А датчане к 2005-му переплюнули даже эту свою норму и снизили трансжировой показатель всего лишь до 1% (!). Вот это инстинкт самосохранения!
А в Голландии законы и вовсе не понадобились — там все решило давление общественности, которая просто не оставила промышленникам выбора: хотите, чтобы ваша продукция пользовалась спросом, будьте любезны снизить содержание в ней трансжиров. Как тут не вспомнить фразу из «Неоконченной пьесы для механического пианино»: «Голландия — страна маленькая, вот и мысль философская распространяется быстро». А мы страна больша-а-я, поэтому содержание трансжиров в наших пирожных, тортах, разного рода выпечке, майонезах, чипсах, картофеле фри достигает: 30%!
В США, которые мы уже не позиционируем как партнеров, обстановка с трансжирами до 2006-го была тоже не ахти — до 21%. Но потом они взялись за ум: заставили производителей писать на упаковке продукта, сколько трансжиров в нем содержится. А теперь и там принят федеральный закон, который предписывает всей американской пищевой индустрии в течение трех ближайших лет полностью отказаться от использования трансжиров.
Теперь, внимание, вопрос: куда же уплывет их негодная продукция? Туда, где все еще нет ни запретов, ни должного контроля, — к нам! И санкции тут не помеха. Приплывает же к нам каким-то невнятным образом техническое пальмовое масло, которое годится только на мыло, но всплывает в отечественных сырах, твороге и сладостях. А ведь пальмы у нас не растут.
P.S. В современной России содержание трансжиров ограничивается только в масложировой продукции, да и там эти пределы, в особенности если посмотреть на них сквозь призму общемирового антитрансжирового тренда, выглядят поистине астрономическими: в спредах до 8 и маргаринах до 20%. А во всех остальных продуктах этот показатель в нашей стране не регулируются сегодня вовсе. Накладывай, производитель, трансжирка большой ложкой всюду, куда не лень, наживайся на здоровье нации. Этот пипл все схавает?..
Слово эксперту
Олег Медведев, завкафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ имени Ломоносова, доктор медицинских наук, профессор
— На фоне мирового движения законодателей к показателям около 1% эти цифры выглядят устрашающе, не говоря уже обо всех остальных продуктах, в которых трансжиры не регулируются вовсе. Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» провел исследование продуктов отечественного рынка, в которых могут быть трансжиры, и выявил, что вафельные торты с шоколадной глазурью содержат до 30% трансжиров, крекеры — 10%, конфеты — более 20%. Правительству необходимо как можно более оперативно выработать стратегию отказа от использования трансжиров, ведь для этого потребуется еще несколько лет даже после того, как это решение будет принято. Если, конечно, оно вообще будет принято. Медицина в этом единодушна: трансжиры должны быть исключены, дело только за законодателями!