Многие ли из вас, читатели, знают романы Иличевского или Елизарова? Молчите? Тогда другой вопрос: а книги Акунина, Бакмана, Гилберт и Харари? Подозреваю, последних окажется существенно больше. Да, так оно и есть: литературные премии дают одним, а рейтинги продаж возглавляют другие. Не стал исключением и уходящий год.
Несмотря на удручающее падение книжного рынка из-за последствий пандемии, литературный год выдался событийным. Это и крупные юбилеи (в 2020-м, напомню, чествовали Есенина, Бродского, Бунина, Куприна), и что-то вроде Болдинской осени у отечественных мастеров прозы.
Автор знаменитого, а теперь еще и инсценированного во МХАТе имени Горького «Лавра» Евгений Водолазкин выпустил две новинки — сборник гротескных пьес про ковид «Сестра четырех» и философичный роман «Оправдание Острова». Респектабельный исторический прозаик Леонид Юзефович написал роман «Филэллин» о войне за независимость Греции от османского владычества. Павел Басинский продолжил толстовскую эпопею книгой «Соня, уйди!», посвященной, естественно, Софье Андреевне. «Большую книгу» стяжал Александр Иличевский с его долгими, географически и персонажно перегруженными поисками Бога в «Чертеже Ньютона». Активно обсуждался переполненный обсценной лексикой городской эпос — роман «Земля» Михаила Елизарова. Заметным событием сочли эксперты и искрометную и отчасти автобиографическую прозу поэта Тимура Кибирова «Генерал и его семья»...
Это если о говорить о книгах, взволновавших профессиональную среду. А в широкой читательской аудитории покупательский рефлекс пробуждают совсем другие. В лидерах, как и все предыдущие годы (а то и десятилетия), оказался Борис Акунин. И хотя с сыщиком Эрастом Фандориным мы вроде бы расстались навсегда в романе «Не прощаюсь», сиквел стал возможен благодаря верному фандоринскому Ватсону — Масахиро Сибате, превратившемуся в бесприютного ронина — самурая без господина. Книга под названием «Просто Маса» вышла в формате аудиосериала, объединив в себе приключения и экскурс в историю Японии. И побила все рекорды продаж.
Отлично раскупалось и «Непобедимое солнце» Виктора Пелевина — мистически-приключенческий травелог о девушке Саше, получившей на день рождения в подарок от папы, макаронного магната, 30 тысяч евро и отправившейся из Стамбула в кубинский Варадеро. Диалоги, рассуждения, медитации, припрятанные на яхте артефакты, знакомства с хипстерами, проститутками, гангстерами... Смесь гремучая, но Пелевин — бог своего мира и населяющих его поклонников: что ни напишет, будут читать уже по инерции.
Восторженные отклики из серии «читаю это душой» достались писательнице с кавказским колоритом и внушительным тиражом в 800 тысяч экземпляров Наринэ Абгарян. Главный мужской персонаж ее нового романа «Симон» еще в прологе умирает от инсульта, а все остальное — выяснение отношений между собравшимися в доме его вдовы Меланьи женщинами, каждая из которых героя по-своему любила и теперь «ножницами вырезает из сердца».
С теплотой читатели приняли документальный сборник «Доктор Лиза», вышедший в «Редакции Елены Шубиной». В его основу легли дневники и беседы с Елизаветой Глинкой, ставшей матерью Терезой наших дней.
Впрочем, вершины рейтингов на платформах «Лайвлиб», «Литрес» и «Амазон», а также «мастриды» блогеров занимали совсем другие книги — в основном иностранные. Рекорды побил шведский колумнист и беллетрист Фредрик Бакман с книгой «Тревожные люди» — забавной, но довольно надуманной психологической сказкой про «стокгольмский синдром», где в заложниках у неудачливого грабителя оказывается храбрая 80-летняя старушка.
Также среди «обязательных к прочтению» блогеры назвали «Город женщин» Элизабет Гилберт — роман о молодых свободных женщинах в дерзком театральном мире Нью-Йорка 1940-х и «Там, где раки поют» американской писательницы и биолога Делии Оуэнс — по дамским отзывам на интернет-платформах, «настоящая ода природе, нежная история о взрослении, роман об одиночестве, о связи людей, о том, нужны ли люди вообще друг другу, и в то же время это темная, загадочная история с убийством, которое то ли было, то ли нет».
Собственно, так, наверное, и должно быть: массовый вкус — одно, предпочтения высоколобых профессионалов — другое, и им вряд ли сойтись.