Главная Культура 06:01 25 Июля 2013 144
Григорий Гладков: Бросьте все дела и рожайте детей!

Популярный композитор попал в российское издание Книги рекордов Гиннесса от безысходности

Дина Радбель

Григория Гладкова публика всей России знает прежде всего благодаря веселой песенке про пластилиновую ворону. Но у Григория Васильевича — десятки песен, музыка к театральным спектаклям и фильмам. Что он сам в своем творчестве считает наиболее ценным? И не обижается ли на ту самую ворону за то, что затмила, может быть, более дорогие его сердцу произведения?

Григорий, «Пластилиновая ворона» сделала вас популярным композитором более 30 лет назад. Сочинили ли с тех пор что-нибудь равное?

— После этого мультфильма на меня посыпались заказы из театров кукол, ТЮЗов, драмтеатров, киностудий, с телевидения и радио... Но у меня был свой стиль и до «Пластилиновой вороны», я в нем успел написать много песен: «Мистер Жук», «В коробке с карандашами», «Пой, Вася», «Песня эскимосского барда», «Пер-скрипач», «Тролли». Они звучали по радио, записывались на пластинки, их пели барды.

Родиной нашей творческой команды мы считаем Коктебель. Это удивительное место в Крыму нас всех сдружило — мультипликаторов из Киева и музыканта (это я) из Ленинграда. Когда меня в Москву пригласил режиссер Александр Татарский, он сказал: «Напиши в том стиле, в котором ты пел на пляже в Коктебеле».

У меня лучше получается, когда в стихах есть сюжет, история, сказка. Этот стиль песни-сказки в жанре веселого абсурда и дуракаваляния начал складываться еще в пору, когда я ходил в детский сад и уже учился музыке, терзал этюды Черни и Майкапара, издевательски переделывая их. Кстати, позже я заново открыл Майкапара — удивительно тонкого композитора. Про Черни этого сказать не могу — не изучал вопрос, но наверняка это тоже великий музыкант.

Песня «Пластилиновая ворона» задумывалась режиссером Александром Татарским как капустник, и поэтому там много музыкальных цитат. Ну а стихи Эдуарда Успенского — это, понятно, пересказ сюжета Крылова о Вороне и Лисице, взятый им у Лафонтена, а Лафонтеном у Эзопа.

— К 30 годам вы написали музыку к 50 спектаклям (самые известные — «Буратино», «Винни Пух», «По щучьему велению»), выпустили более 10 пластинок на фирме «Мелодия» и прославились мультфильмами «Падал прошлогодний снег», «Вера и Анфиса», «Молочный Нептун»... Есть чем похвастаться за следующее 30-летие?

— Я всегда очень много работал, даже попал в российское издание Книги рекордов Гиннесса «За издание самого большого количества пластинок, кассет и компакт-дисков для детей». Но это, скорее, от безысходности. В перестройку, которую мы так ждали, закрылись все детские теле- и радиопередачи, свернулось производство мультфильмов, театры обеднели, а скрипачи с мировым именем, чтобы прокормить семью, шли в шиномонтаж. И я остался без работы, были только немногочисленные концерты... Но вскоре стали бурно развиваться рекорд-студии, которые выпускали сначала кассеты, а потом диски. Вот тут я со своими песенными залежами и работоспособностью попал, как говорится, в струю. Хочу сказать огромное спасибо многим, в первую очередь издательствам «ТВИК» и «Кирилл и Мефодий» (они выпустили больше всего моих альбомов). Не за себя — просто когда предатели от демократии, за которых я стоял у Белого дома в дни путча, цинично обнулили все, что могли, не обнулилась культура. И это благодаря пластинкам, кассетам и книгам с прекрасным детским репертуаром.

За прошедшее время у меня вышло очень много музыки, но самый большой резонанс вызвала моя образовательная работа «Таблица умножения в песнях для ускоренного запоминания». От знакомых учителей я узнал, что у наших детей очень сильно упала зрительная память — это следствие многочасового сидения перед компьютером и телевизором. И я вспомнил, что разведчиков учат все запоминать ушами, через слух, и что английский язык очень быстро учится через песни. И решил создать музыкальную образовательную серию «Зубрилки», где школьники через музыку и песни научились бы быстрому выучиванию наизусть. Первая работа «Таблица умножения» вызвала огромный резонанс. Дети стали выучивать таблицу умножения еще до школы, а меня выбрали почетным членом Академии образования России.

— Но сегодняшние дети — совсем не те, что улыбались под вашу «Пластилиновую ворону» или учились считать под «Таблицу умножения». Какая музыка, на ваш взгляд, им нужна?

— Дети во все времена и во все эпохи одинаковы: они доверчивые, честные, близкие к Богу. Фантазеры, которых все на свете восхищает. Они учат нас, взрослых, всем этим простым вещам. И их нельзя обманывать. Стать их настоящим другом, сочинять для них песни, которые они будут слушать и петь, — это большая честь. А взрослые: Им нужны звания, гламур, престиж и прочая фигня. Федор Шаляпин про таких говорил: «Публика-дура!» А Окуджава: «Ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь». Я стараюсь убрать таких зрителей из своей жизни и поменьше общаться с ними.

— Кто ваши соавторы, и чего вы ищете в стихах, которые хотите перевести на музыкальный язык?

— У меня много песен на стихи замечательного петербургского поэта Михаила Яснова. Самая первая пластинка называлась «Чудетство». Это слово придумал Михаил. Потом мы записали диск «День открытых зверей». Он мастер придумывать новые слова.

Вот на этих трех китах: забава, потеха, умора, — стоит и мое творчество. Еще я люблю собирать стихи про детей, которые начинаются с отрицания: «не хочу», «не буду», «не желаю», «не люблю». Такие детские песни протеста. Я их записал под гитару в память о Владимире Семеновиче Высоцком.

Ну и, конечно, без Эдуарда Успенского ничего бы ни у меня, ни у Татарского не получилось. Я написал и, главное, записал в студии огромное количество песен на его стихи. Написал музыку к пяти пластинкам «Следствие ведут Колобки», музыку и песни к трем сериям мультфильма «Про Веру и Анфису»; был первым гитаристом его проекта «В нашу гавань заходили корабли».

— А что вам не удалось издать?

— Я придумал и записал диск для взрослых «Эротический альбом «Дождь». Это звуки дождя под мою красивую нежную инструментальную музыку. В предисловии я написал, обращаясь к взрослым, что скоро мне не перед кем будет выступать. У нас в стране демографический спад. Дети не рождаются. А вы чем занимаетесь? Бросьте все дела, ставьте этот диск и займитесь настоящим делом. Его с этим диском можно делать где угодно: в палатке, на балконе, в бане, на кухне, на природе, не говоря уже о спальнях... Но этот альбом оказался никому не нужен. Разве что, может, один известный телеканал заинтересуется.

— Что вы приготовили к юбилею?

— Только два аудиоальбома. Больше ничего не хочу. Да и денег нет, я же все всегда записываю на свои средства. Заработал — записал. Первый альбом называется «Грустный клоун» — он в жанре авторской песни под гитару. Настоящий клоун — всегда грустный клоун, потому что он мудрец и философ, все видит и понимает, но сделать ничего не может. Воплощение эталонного клоуна — Вячеслав Полунин, с которым я жил в одном дворе на улице Сикейроса в Ленинграде и которому посвятил свой альбом «В коробке с карандашами». А второй альбом называется «Прогулки по Петербургу под музыку дождя и гитары» с песнями на стихи Александра Кушнера, Иосифа Бродского, Михаила Яснова, Вадима Шефнера, Осипа Мандельштама и любимого Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, доктора искусствоведения, основателя театра «Суббота», где прошла моя светлая и бесподобная юность. Самое лучшее и красивое время моей жизни...

Наше досье

Григорий Гладков — советский и российский бард — родился в Хабаровске, жил и учился в Брянске. Сочинять и исполнять песни начал с 1968 года. В 1975 году окончил институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». По распределению переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище по классам гитары и теории музыки, окончил его в 1980 году.

В 1979 году поступил в Ленинградский государственный институт культуры, который окончил в 1984-м. У Гладкова вышло более 25 компакт-дисков, в основном — песни для детей. Он пишет песни на свои стихи и стихи других поэтов (Эдуарда Успенского, Сергея Михалкова).

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4347
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3972
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...