Пригласив "к барьеру" Николая Сванидзе и спикера Мосгордумы Владимира Платонова, он не только активно вмешался в полемику дуэлянтов, однозначно заняв сторону одного из них, но и обвинил столичные власти в коррупции, припомнив им заодно и уничтожение исторического центра города, и Церетели, за что и получил от спикера обещание судебного иска. Ну да шут с ними, со склоками этими. Мы сейчас о другом. Я бы сказал, опять о высоком.
ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ
В очередной "Культурной революции" Михаил Швыдкой задал вопрос, все ли можно прощать таланту. Оппонентами были Карен Шахназаров и Юлия Рутберг. Глава "Мосфильма" утверждал, что, безусловно, талантливых людей надо прощать, потому что те избраны Богом и имеют особый склад души. Актриса же настаивала на том, что с этими так называемыми гениями столько носятся, что они со временем ставят всех поголовно в зависимость от своих капризов и привычек. Уж и таланта-то давно нет, а реноме избалованного ребенка все еще сохраняется.
Передача получилась так себе. И на подиуме, и в зале собрались интеллигентные люди. Говоря о мере ответственности талантов, они боялись привести хотя бы один конкретный пример. Зачем же обижать человека? Более того, гости стеснялись даже назвать те пороки или слабости, которые надо или не надо прощать. Рефреном звучала лишь фраза, что речь идет, конечно, не о всяких там кроваво-уголовных делах. Постоянно возникали паузы. Все ждали, когда кого-то прорвет в таком примерно духе: "Вот однажды актер Тютькин нажрался как свинья и сорвал съемки, продюсеры были в бешенстве. Тютькин, конечно, гений, но зачем же по утрам водку-то пить?!" Но никто ничего подобного не сказал. В студии повисла тягостная скука. И тут на помощь, как всегда, пришли классики, на которых сразу же всех собак и повесили. Пушкину припомнили его любвеобильность, Достоевскому - карты, Толстому - скверный характер...
Иронично настроенный Шахназаров немедленно очертил и круг пороков, наиболее распространенных среди гениев: они любят женщин, азартные игры и крепкие напитки. Стало веселее. Но тут программа взяла и закончилась.
Вопрос о прощении, в общем-то, так и остался открытым. Но все сошлись в одном: творческие личности - народ особый и подход к ним тоже особый нужен.
ЗА СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
С этого же постулата - об "особости" людей сцены и экрана - началась и другая передача - "Гражданские браки звезд" (Первый канал). Странная, надо сказать, передача. Сначала закадровый голос объяснил, что называется, постановку вопроса. Звезды, мол, ведут особую жизнь, они постоянно на виду, у них много соблазнов, поэтому они не торопятся связывать себя законным браком, предпочитая брак гражданский. Дабы, по мнению авторов, таким образом проверить чувства.
О том, как это выглядит на практике, зрителям поведал Владимир Пресняков. Трогательная история его жизни с Кристиной Орбакайте с последующим разрывом отношений была подана в душещипательном стиле Оксаны Пушкиной. Хотелось пригорюниться и, подперев щеку рукой, вздохнуть: "Бедные вы наши, бедные..." Трудно, правда, было понять, как гражданский брак звездной пары, а также последующие браки Кристины и Владимира соотносятся с заявкой о проверке чувств. Дети-то рождаются! Какая уж тут проверка!
Дальнейший ход программы к сентиментальности уже не располагал. Авторы рассказали, что одним из принципиальных сторонников гражданского брака является режиссер Егор Кончаловский. Таковых браков у него было несколько. Но, исключая последний, - с Любовью Толкалиной, все они кончались одинаково: Егор Андреевич (или, если угодно, Андронович) собирал чемодан своей надоевшей подруги и выставлял его за дверь.
Удивительное дело. Еще несколько лет назад Егор Кончаловский, в детстве болезненно переживший развод родителей и долгое время хранивший в душе обиду за мать, актрису Наталью Аринбасарову, весьма скептически высказывался по поводу любвеобильности своего отца Андрея Кончаловского и его отношения к женщинам. И вот теперь знакомым до боли "скрипучим" голосом, один в один папиным, и с теми же интонациями человека, переставшего удивляться в этой жизни чему бы то ни было, он говорил о том, как удобно быть ничем не связанным с любимой. Потому что любовь проходит, а связи, если они есть, остаются. А тут собрал чемодан, поставил за дверь и - пишите письма. Возможность того, что человеку, обнаружившему свой чемодан на лестничной клетке, может быть больно, изначально как бы и не рассматривается. Никто никому ничего не должен.
А следующий герой программы и вовсе удивил. Им был Максим Дунаевский и разговор от гражданских браков неожиданно ушел в совсем другую область. То есть некий формальный переход вроде и был: мама будущего композитора состояла с Исааком Осиповичем Дунаевским как раз в гражданском браке, и после смерти мэтра понадобился суд, для того чтобы Максим имел право носить фамилию отца.
Но Максим Исаакович даже не то что не сторонник гражданского брака, а совсем напротив: он был женат вполне официально семь раз. Каждый раз женился по любви. Разводясь, оставлял очередной жене все имущество и квартиру и начинал жизнь сначала.
К этому моменту я перестал улавливать мысль авторов программы по поводу гражданского брака. Ну а слушать про то, как публичность звезд портит им личную жизнь, уже надоело. Равно как и про желтую прессу, разрушающую звездные семьи. Волей-неволей приходится вернуться к тому самому письму 30 знаменитостей, в котором они просили президента защитить их от бульварных изданий.
Мне все-таки кажется, что у актера всегда есть возможность установить дистанцию между собой и желтой прессой. Если ты личность, если ведешь себя достойно. Примеров тому множество. Вот лишь несколько, первыми пришедшие на ум. Олег Меньшиков, безусловно, признаваемый всеми как один из ведущих актеров страны. Интервью дает крайне редко и говорит только о творчестве. Когда журналисты заметили кольцо на безымянном пальце его правой руки и задали вопрос, что называется, в лоб, Меньшиков подтвердил, что да, женился, жену зовут так-то, она занимается тем-то. Все. И никаких излияний на тему романтического знакомства, никаких рассуждений о том, кто должен заниматься бытом. Другой пример - Андрей Соколов. Его личная жизнь, которая, кстати сказать, достаточно насыщена, в большинстве случаев абсолютно закрыта от любопытных глаз. А ведь, между прочим, холостяк, нестареющий секс-символ, бизнесмен и очень обеспеченный человек. Чем не объект для сплетен!
Во всем нужна последовательность. Ну а если ты сегодня рассказываешь перед камерами подробности своих гражданских или каких-то там еще браков, а потом кроешь почем зря проклятых журналюг, которые тебя достали, то это, пардон, уже совсем другая история.