Главная Культура 02:01 23 Декабря 2022 15911
А 130 лет назад на премьере «Щелкунчика» никакого ажиотажа не было

Билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным подарком на Новый год

Виктория Пешкова
Нина Капцова и Артем Овчаренко - Мари и Принц в «Щелкунчике» Большого театра. Фото Дамира Юсупова

18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась двойная премьера. Почтеннейшей публике в один вечер представили два новых сочинения Петра Ильича Чайковского: одноактную оперу «Иоланта» и двухактный балет «Щелкунчик» с хореографией Льва Иванова и Мариуса Петипа. Оперу и критики, и зрители приняли с восторгом, а относительно балета мнения разделились — шоколадно-мармеладная феерия пришлась по вкусу не всем. Один из самых авторитетных тогдашних знатоков Константин Скальковский негодовал в «Биржевой газете»: «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою«.

Зато венценосному семейству балет понравился. Знали бы их императорские величества и высочества, что Петипа задумывал совсем другой спектакль. В сказке о превращении деревянной куклы в прекрасного принца, отважно сражающегося со злом, он видел метафору... Великой французской революции, свершившейся за сто лет до этого. Черновики Петипа хранят первоначальный вариант либретто, где первый акт совпадает с сюжетом Гофмана, а во втором Щелкунчик привозит Мари не в кукольный Конфитюренбург с леденцовыми дворцами и лимонадными реками, а в «Приют гармонии» в духе Робеспьера, мечтавшего об обществе, которое будет жить по идеальным правилам в единстве с природой...

Балетмейстеру пришлось отказаться от замысла — в таком виде балет не увидел бы света рампы. В итоге второй акт превратился в живописный, но бессюжетный дивертисмент, наполнить который внутренней динамикой было под силу только такому композитору, как Чайковский.

Над музыкой к балету Петр Ильич работал два года вместо запланированных сперва нескольких месяцев. На премьере был крайне огорчен чрезмерной яркостью костюмов и помпезностью декораций. Соглашался с ним и художник Александр Бенуа: «Постановка великолепна, даже слишком — глаза устают от этой роскоши». Тем не менее «Щелкунчик» удержался в афише, хотя дуплетом с «Иолантой» его больше никогда не давали. Шедевры зажили каждый своей жизнью.

После революции в Мариинке, переименованной в Государственный академический театр оперы и балета, «Щелкунчика» в 1923 году восстановил в хореографии Иванова замечательный балетмейстер Федор Лопухов. Он же спустя шесть лет выпустил новую постановку. А в 1934-м появилась версия Василия Вайнонена, где засияла великая Галина Уланова. Для Ленинграда-Петербурга та постановка до сих пор остается эталонной. Не являясь при этом препятствием для экспериментов — в 2001-м свое прочтение старой истории представили дирижер Валерий Гергиев, балетмейстер Кирилл Симонов и художник Михаил Шемякин, выступивший не только как автор костюмов и сценографии, но и как либреттист и постановщик.

В Большом театре «Щелкунчик» появился в 1919 году в постановке Александра Горского. Спустя два десятилетия на его сцену была перенесена версия Вайнонена, где ведущие партии исполняли Марина Семенова и Алексей Ермолаев. А в 1966-м возник «московский эталон» великого балета, созданный Юрием Григоровичем. Звездный час настал для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Оттуда, из конца 60-х, и идет традиция, над которой не властны ни политические, ни экономические катаклизмы: попасть на «Щелкунчика» в новогодние праздники.

Начиналось все совершенно безобидно — самые длинные в учебном году каникулы для того и предназначены, чтобы советские школьники приобщались к прекрасному. Поэтому уже с середины 70-х годов во всех театрах оперы и балета «Щелкунчика» давали с последних чисел декабря и до самого конца каникул. А если позволяли возможности труппы, то и по два раза — днем и вечером. Сводить свое чадо на балет стремились даже те, кто весь год не переступал порога не то что музыкального, но какого-либо вообще театра. Однако в новогодние праздники вместить всех желающих зрительные залы не могли, и за билетами приходилось выстаивать в ночных очередях, даже если дело было не в столицах, а, допустим, в Свердловске, Одессе или Перми. Хотя, конечно, с московскими или ленинградскими их было не сравнить. А по мере того, как разрасталась черная дыра дефицита, они превращались в своего рода «универсальную валюту», которой можно было отблагодарить «нужного» человека — от высококлассного врача или автомеханика до проверяющего из главка.

С той поры сменился век, неузнаваемо изменилась страна, а билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным и дефицитным подарком на Новый год. Волшебную силу они обретают 24 декабря и теряют в первый рабочий день наступившего года. Историческая сцена Большого вмещает 1700 зрителей. Спектакли идут два раза в день. Значит, количество счастливцев недотягивает и до 60 тысяч. Совсем немного на многомиллионную Москву. А ведь билетик надеются заполучить также те, кто живет за тысячи километров от столицы.

Самые предусмотрительные включаются в гонку в начале осени, когда только открываются продажи на декабрь. Пути тут два: традиционная очередь в кассу и интернет. Первый способ тернист тем, что на самых разных его этапах балетоманы наталкиваются на неистребимую балетную мафию. Сейчас, чтобы хоть как-то отсечь перекупщиков, на пути к заветному билетику организованы две очереди. Сначала — за браслетом, дающим право прохода на покупку билетов. Выдаются они за несколько дней до начала продаж на соответствующую дату. Количество, разумеется, строго ограничено. А уже с браслетом (отважные соискатели являются к заветному подъезду даже не в ночь, а вечером накануне дня продажи) можно занимать очередь в кассу.

Обе очереди — и браслетную и билетную — регулируют волонтеры из числа особо активных балетоманов. Они организуют чаты в социальных сетях, ведут списки под кассами. Дежурить порой приходится чуть ли не целые сутки. Но цель оправдывает издержки — они ведь тоже кровно заинтересованы, чтобы в очередь не пролезли перекупщики, для которых это весьма выгодный бизнес: 15 тысяч рублей стоит «левый» браслет, если вы рискнете связаться с махинатором. Столько же, сколько легальный билет в партер! Браслеты клеятся на руку, снабжаются всякими метками, но, судя по всему, уровень защиты все равно недостаточно высок — иначе откуда в таком количестве подделки на сайтах вроде Avito?

Но вот счастливый страдалец — в общей сложности ему приходится провести в двух очередях порядка десяти часов — наклоняется к кассовому окошку. По действующим ныне правилам в одни руки можно взять только четыре билета — на себя и близкого родственника — по паспортам, и на двух несовершеннолетних детей — по свидетельства о рождении. Ни друзей, ни отдаленных родных осчастливить не получится. Билеты — именные. На входе в театр имена в билетах сверяют с документами. Каким образом попадают в театр те, кто приобретает их у перекупщиков по цене от 150 до 600 тысяч рублей — загадка, которую не осилит и волшебный Щелкунчик.

Правда, в XXI веке интернет вроде бы снимает необходимость всех этих хождений по мукам — только имей в руках телефон или ноутбук. Даже и о дате начала продаж тебя известят на сайте www.bolshoi.ru в разделе «Визит в театр». Но, во-первых, попробуй проскочить в те первые минуты и даже секунды, когда билеты еще не расхватаны. Во-вторых — исхитрись не угодить на сайты-двойники, которые дизайном и названием (разница в какую-нибудь буквочку) ловко мимикрируют под единственный подлинный.

Кстати

«Щелкунчика» на праздники дают не только в Большом и Мариинском, и не только в каноническом прочтении. Так, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко представят недавнюю премьеру в постановке Юрия Посохова. Труппа «Кремлевского балета» отдает предпочтение хореографии Андрея Петрова. Антрепризные труппы выступят в театре «Русская песня» и ДК «Меридиан». На стадионе «Динамо» Евгений Плющенко обновит ледовую версию старого доброго балета. Не останутся в стороне и драматические театры — Сатиры, Московский Губернский, Новый драматический, театр «Вернадского, 13» тоже расскажут своим зрителям бессмертную историю о любви и новогоднем волшебстве.

Да и на многих сценах остального мира в эти дни ждут явления своих «Щелкунчиков», а сайты театров предлагают трансляции когда-то шедших спектаклей. В открытом доступе вы можете найти самые диковинные прочтения легендарного балета — от выдержанной в классическом духе постановки Алексея Ратманского в Американском театре балета до сумасбродного психоаналитического эксперимента Мориса Бежара. Политические обстоятельства по боку, Гофман и Чайковский — над конъюнктурой...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9453
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7155
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?