Апартаменты относятся к коммерческой недвижимости и не предназначены для постоянного проживания со всеми социальными гарантиями. Фото: imagebroker.net, globallookpress.com

В России собираются запретить недобросовестную рекламу апартаментов, в которой коммерческую недвижимость представляют как традиционное жилье, вводя народ в заблуждение. Такой законопроект обсуждается в Госдуме.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что на рынке недвижимости продавцы и застройщики все чаще сознательно умалчивают о юридическом статусе своих объектов. Между тем с юридической точки зрения между квартирами и апартаментами существует большая разница.

Апартаменты по-прежнему относятся к коммерческой недвижимости, а значит, не предназначены для постоянного проживания со всеми социальными гарантиями. Они на 15-20% дешевле квартир, но в них невозможно сделать постоянную регистрацию. Владение такой недвижимостью не дает права пользования объектами социальной инфраструктуры — например, детским садом или поликлиникой.

Купив апартаменты, собственник не может подать документы на налоговый вычет. Стоимость коммунальных услуг тут на 15-20% выше, чем в обычном жилье, а ставка ежегодного налога на имущество составляет 2% вместо 0,1%. Не говорю уж о том, что на апартаменты не распространяется закон о тишине и другие нормы человеческого общежития.

Увы, многие покупатели узнают о таких «нюансах», уже купив апартаменты, когда сталкиваются с первыми трудностями — например, с проблемами прописки. И тогда выясняется: до заключения сделки люди были в полной уверенности, что покупают обычную квартиру, а тут вдруг такие заморочки...

Почему так происходит? Из-за нежелания риелторов и застройщиков раскрывать перед клиентами все карты. В законодательстве до сих пор отсутствует определение понятия «апартаменты», что позволяет продавцам использовать обтекаемые формулировки в договорах купли-продажи, обозначая эту недвижимость в документах как «жилые апартаменты» или как «помещения, предназначенные для проживания» и как угодно еще.

С другой стороны, наши граждане до сих пор не имеют привычки внимательно читать бумаги, которые подписывают. И продавцы этим пользуются. А бывает, идут на откровенный обман, обещая, что со дня на день квартиры и апартаменты уравняют в правах. «А пока надо брать, пока не подорожало!» — этот аргумент действует, как удав на кролика.

Однако едва ли такое уравнивание апартаментов с квартирами случится в ближайшем будущем. По словам члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александра Якубовского, обеспечить равные права столь разным объектам недвижимости невозможно. «Они строятся по различным нормативам, — говорит депутат. — Стандарты качества и безопасности для апартаментов ниже, к тому же эта недвижимость не обеспечивается социальной инфраструктурой».

Хотя, по мнению девелопера Олега Колченко, чаще всего люди прекрасно знают, что и зачем покупают. «По статистике, решение о приобретении недвижимости принимается в среднем за два-три месяца до сделки, этого времени вполне достаточно, чтобы разобраться во всех отличиях апартаментов от классической недвижимости».

Конечно, бывают и исключения, когда людям действительно намеренно пускают пыль в глаза, и такие случаи не должны сходить продавцам с рук. Но 500-тысячный штраф за доказанную недобросовестную рекламу выглядит, согласитесь, странновато. С учетом стоимости апартаментов и объема этого рынка даже в пределах Москвы (около 50 млрд рублей) такие штрафы едва ли кардинально изменят ситуацию. Получается, стороны попугали друг друга и разошлись?

И все-таки главный совет прост: будьте бдительны, не покупайте кота в мешке. И для начала хотя бы уясните себе, в чем разница квартиры и апартаментов.