В Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля открылась экспозиция «Федор Достоевский. Сильные впечатления». Расположившись на двух этажах доходного дома Любощинских — Вернадских, она широтой тематического охвата вполне соответствует статусу одного из главных проектов юбилейного года, когда мир празднует 200-летие со дня рождения едва ли не самого читаемого писателя планеты.
Формула «сильные впечатления» — универсальный код к творчеству и самой личности Федора Михайловича. Это касается и избираемых им сюжетов (Достоевский, как известно, черпал фабулы из газетных сводок и собственной, далеко не кабинетной биографии), и реальных случаев из его жизни.
Вот, к примеру, удивительная история, произошедшая с писателем уже на закате судьбы. Все началось с похода к гадалке. Осенью 1877-го, как вспоминала жена писателя Анна Григорьевна Сниткина, в их доме часто гостил Всеволод Соловьев, он-то и уговорил Федора Михайловича встретиться с интереснейшей дамой — госпожой Фильд, якобы безошибочно определявшей прошлое и будущее. Так вот, гадалка напророчила Достоевскому славу, «которую даже вообразить невозможно», и семейное горе: смерть сына Алеши. К ворожбе писатель отнесся с естественной долей скепсиса, однако все в точности сбылось. Безоговорочное признание пришло к нему в июне 1880-го, когда на заседании Общества любителей российской словесности Достоевский произнес знаменитую речь о Пушкине. А следующее свидетельство признания народного пришлось уже на похороны 1 февраля 1881 года, когда весь Кузнечный переулок, Владимирская площадь и прилегающие улицы были запружены желающими проводить писателя в последний путь...
Среди венков был и не совсем обычный: «от русских детей». На выставке им, детским образам, посвящен подробный раздел: Неточка Незванова, Нелли из «Униженных и оскорбленных», доведенная до самоубийства Матреша из «Бесов», плачущий в пансионе Аркадий Долгорукий из «Подростка», замерзший уличный мальчик из рассказа «Мальчик у Христа на елке». И цитаты из дневников и писем: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся». Или: «Ах, зачем вы не женаты и зачем у вас нет ребенка, клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного».
Еще один раздел, способный привлечь внимание самого неискушенного читателя, касается темы «Достоевский и женщины». Программный для себя женский образ писатель очертил все в той же речи о Пушкине, где сформулировал жертвенность Татьяны Лариной как символ национальной идеи. «Образ Сонечки Мармеладовой, по статусу продажной, падшей женщины, а по сути благородной натуры, восходит к литературной традиции XIX века — например, к Александру Дюма — сыну с его «Дамой с камелиями», — рассказывает куратор выставки, заведующий отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» ГМИРЛИ Павел ФОКИН. — Такова и Наташа Ихменева в «Униженных и оскорбленных», Настасья Филипповна в «Идиоте», Софья Андреевна Долгорукая в «Подростке», Грушенька в «Братьях Карамазовых».
Обращается Достоевский к женской теме и в своем «Дневнике писателя». Обращения эти противоречивы: с одной стороны, в публицистических изысканиях слышится уверенность в том, что в русской женщине — наша надежда и залог обновления. С другой — главные женские образы «Дневника» — это либо преступницы, либо жертвы преступлений, либо самоубийцы. Женщин с благополучной судьбой почти нет...
И это только малая толика тех полутора десятков тем, что стали заглавиями разделов выставки. Хотите глубже погрузиться в вопросы почвенничества Достоевского, его отношения к русскому радикализму и революции, к театру, музыке, живописи, игре, деньгам, вере? Тогда вам прямая дорога на Зубовский бульвар.
P.S. Выставка «Федор Достоевский. Сильные впечатления» будет работать до 8 сентября.