Главная Культура 16:10 20 Ноября 2019 991
Кино Казахстана: это надо видеть!

В московском кинотеатре «Иллюзион» с 18 по 23 ноября проходит Неделя казахстанского кино

Алла Бурцева
Фото В. Савельева

Пространства Великой степи, переведенные на язык кинематографа, рождают масштабное и яркое кино. В чем в очередной раз могут убедиться московские зрители: в столичном кинотеатре «Иллюзион» с 18 по 23 ноября проходит Неделя казахстанского кино. Искренне советую посмотреть, познакомиться с этим явлением!

Организаторы Недели знакомят россиян с достижениями своего кинематографа и стремятся укрепить связи между российскими и казахстанскими мастерами. Как всегда, это культурное событие не обходится без самого деятельного участия посольства Республики Казахстан в России.

Тот факт, что кино Казахстана стало открытием последних лет, бесспорен как для критиков, так и для просвещенных любителей кинематографа. Достаточно посмотреть хотя бы несколько казахстанских фильмов - таких, как «Казахское ханство. Алмазный меч», «Казахское ханство. Золотой трон», «Дорога к матери», «Шынырау»…

«Казахское ханство. Золотой трон» нам нынешней осенью представляли в рамках Дней культуры Казахстана в Москве, которые с успехом прошли в начале сентября. Фильм в этом году выдвинут на «Оскар», и это уже немало говорит о его достоинствах.

А эта Неделя казахстанского кино, которую организаторы посвятили 80-летию классика казахской литературы Абиша Кекильбаева, открылась премьерой исторической кино-притчи «Шынырау», снятой по роману писателя «Колодец». Картину уже ждут на многих фестивалях, но именно московский зритель увидел ее первым, получив возможность погрузиться в океан Великой степи, ощутить магию ее безбрежных пространств, очарование игры природы и человека.

После фильма, который зрители встретили аплодисментами, посол Казахстана Имангали Тасмагамбетов рассказал, что лежит в основе повествования. «Мангыстау – удивительный и действительно безводный край, впечатление марсианского ландшафта. Когда-то кочевые народы доходили до Каспийского моря и считали, что это край света. Кочевникам, двигавшимся со скотом, нужна была питьевая вода. И были люди, которые копали колодцы. Они обладали удивительным родовым ремеслом, понять которое нам, сегодняшним, очень сложно. В тех людях таится нечто сверхъестественное, они могут на десятки и сотни метров под землей ощущать воду. Это одна из граней многовековой мудрости народа».

Фильм восхищает операторской работой. Это, похоже, становится визитной карточкой казахстанского кинематографа, когда операторский взгляд помогает обойтись без перевода. Фирменный стиль нового казахстанского кинематографа неслучайно так связан со становлением исторического кино о быте номадов-кочевников, жизнь которых веками протекала на просторах Великой степи, в седле. Кочевник по-особому видит и чувствует время, пространство, события, его всегда интересует мир в деталях, в мельчайших подробностях. Достаточно посмотреть реконструкции костюма «Золотого человека», которого казахстанские археологи вернули миру из небытия предыдущей эры: уникальная по тонкости отделка, тщательно проработанные детали... Не это ли искусство древних мастеров перекликается с пристальным взглядом казахстанских кинооператоров?

«Кочевая» тема неисчерпаема, она еще долго будет привлекать самые разные зрительские аудитории. Есть надежда, что в Казахстане эта тяга сохранится на радость зрителям. Как сказал президент «Казахфильма» Арман Асенов, открывая Неделю кино в Москве, «исторический жанр кино про кочевой образ жизни незаслуженно был забыт, но сейчас весь мир проявляет к нему большой интерес. А из кинопроизводящих стран в этом жанре сейчас, по-моему, существует только Казахстан, который может достойно снимать такую продукцию».

Конечно, создание полномасштабного исторического кино – дело хлопотное и дорогое, не терпящее суеты. Но здесь казахстанским кинематографистам помогает государство. Как объяснил Арман Асенов, эта поддержка кино в Казахстане весьма ощутима: « У нас государство выделяет средства на кино так же, как выделяет на образование, на музеи и театры... Если не будем снимать свое кино, к нам зайдет чужое».

По словам Армана Асенова, в последнее время казахстанские фильмы приняли участие в 86 фестивалях и привезли более полусотни призов. Хотя не только в призах дело. Кино сплачивает нацию, помогает воспитанию молодежи, помогает ей понять свое место в истории. А еще хорошее кино – это лучшая форма международной дипломатии...

Егор Кончаловский и президент «Казахфильма» Арман Асенов

Казахстанские кинематографисты видят будущее своего искусства в выходе на международный рынок, прежде всего, на аудиторию России. Как сказала Гульнара Сарсенова, председатель правления Центра поддержки национального кино республики Казахстан, «нас очень много связывает с Россией. Я здесь училась во ВГИКе, жила, у меня здесь до сих пор много друзей. Я считаю, что Россия - это тоже моя страна, и так думают очень многие в Казахстане. Поэтому мы очень хотим, чтобы и наше кино развивалось совместно друг с другом, и мы не теряли связей».

По словам Гульнары Сарсеновой, совместное с нашей страной кинопроизводство для Казахстана необходимо, ведь Россия – близкая, большая и самая благодарная киноаудитория. Не будем забывать, что такие проекты могут быть выгодны и как бизнес. «Так что, добро пожаловать на площадки «Казахфильма», давайте делать вместе хорошее кино!», - заключила Гульнара Сарсенова.

Кстати, сегодня законодательство Казахстана в области кинематографа очень привлекательно для инвесторов. Государство возвращает до трети затрат иностранным кинокомпаниям, работающим на территории Казахстана. Чем не мотивация? Недавно такой закон принят и в России, что позволяет нашим странам делать совместные кинопроекты в комфортных условиях. Президентами России и Казахстана подписан меморандум по гуманитарному и культурному сотрудничеству, что открывает новые возможности для кинематографистов.

Что же дальше? Среди планов – исторический фильм «Проклятие Тамерлана», производство фильмов-фэнтэзи на основе истории кочевников, продолжение кинолетописи о Великой степи. А сейчас Неделю казахстанского кино в Москве завершит исторический фильм «Томирис» - о царице саков, отразившей персидское нашествие в прошлую эпоху. Кстати, сборы в кинотеатрах от просмотра «Томирис» уже превысили ожидания.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9389
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7111
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?