Кино Казахстана: это надо видеть!

В московском кинотеатре «Иллюзион» с 18 по 23 ноября проходит Неделя казахстанского кино

Пространства Великой степи, переведенные на язык кинематографа, рождают масштабное и яркое кино. В чем в очередной раз могут убедиться московские зрители: в столичном кинотеатре «Иллюзион» с 18 по 23 ноября проходит Неделя казахстанского кино. Искренне советую посмотреть, познакомиться с этим явлением!

Организаторы Недели знакомят россиян с достижениями своего кинематографа и стремятся укрепить связи между российскими и казахстанскими мастерами. Как всегда, это культурное событие не обходится без самого деятельного участия посольства Республики Казахстан в России.

Тот факт, что кино Казахстана стало открытием последних лет, бесспорен как для критиков, так и для просвещенных любителей кинематографа. Достаточно посмотреть хотя бы несколько казахстанских фильмов - таких, как «Казахское ханство. Алмазный меч», «Казахское ханство. Золотой трон», «Дорога к матери», «Шынырау»…

«Казахское ханство. Золотой трон» нам нынешней осенью представляли в рамках Дней культуры Казахстана в Москве, которые с успехом прошли в начале сентября. Фильм в этом году выдвинут на «Оскар», и это уже немало говорит о его достоинствах.

А эта Неделя казахстанского кино, которую организаторы посвятили 80-летию классика казахской литературы Абиша Кекильбаева, открылась премьерой исторической кино-притчи «Шынырау», снятой по роману писателя «Колодец». Картину уже ждут на многих фестивалях, но именно московский зритель увидел ее первым, получив возможность погрузиться в океан Великой степи, ощутить магию ее безбрежных пространств, очарование игры природы и человека.

После фильма, который зрители встретили аплодисментами, посол Казахстана Имангали Тасмагамбетов рассказал, что лежит в основе повествования. «Мангыстау – удивительный и действительно безводный край, впечатление марсианского ландшафта. Когда-то кочевые народы доходили до Каспийского моря и считали, что это край света. Кочевникам, двигавшимся со скотом, нужна была питьевая вода. И были люди, которые копали колодцы. Они обладали удивительным родовым ремеслом, понять которое нам, сегодняшним, очень сложно. В тех людях таится нечто сверхъестественное, они могут на десятки и сотни метров под землей ощущать воду. Это одна из граней многовековой мудрости народа».

Фильм восхищает операторской работой. Это, похоже, становится визитной карточкой казахстанского кинематографа, когда операторский взгляд помогает обойтись без перевода. Фирменный стиль нового казахстанского кинематографа неслучайно так связан со становлением исторического кино о быте номадов-кочевников, жизнь которых веками протекала на просторах Великой степи, в седле. Кочевник по-особому видит и чувствует время, пространство, события, его всегда интересует мир в деталях, в мельчайших подробностях. Достаточно посмотреть реконструкции костюма «Золотого человека», которого казахстанские археологи вернули миру из небытия предыдущей эры: уникальная по тонкости отделка, тщательно проработанные детали... Не это ли искусство древних мастеров перекликается с пристальным взглядом казахстанских кинооператоров?

«Кочевая» тема неисчерпаема, она еще долго будет привлекать самые разные зрительские аудитории. Есть надежда, что в Казахстане эта тяга сохранится на радость зрителям. Как сказал президент «Казахфильма» Арман Асенов, открывая Неделю кино в Москве, «исторический жанр кино про кочевой образ жизни незаслуженно был забыт, но сейчас весь мир проявляет к нему большой интерес. А из кинопроизводящих стран в этом жанре сейчас, по-моему, существует только Казахстан, который может достойно снимать такую продукцию».

Конечно, создание полномасштабного исторического кино – дело хлопотное и дорогое, не терпящее суеты. Но здесь казахстанским кинематографистам помогает государство. Как объяснил Арман Асенов, эта поддержка кино в Казахстане весьма ощутима: « У нас государство выделяет средства на кино так же, как выделяет на образование, на музеи и театры... Если не будем снимать свое кино, к нам зайдет чужое».

По словам Армана Асенова, в последнее время казахстанские фильмы приняли участие в 86 фестивалях и привезли более полусотни призов. Хотя не только в призах дело. Кино сплачивает нацию, помогает воспитанию молодежи, помогает ей понять свое место в истории. А еще хорошее кино – это лучшая форма международной дипломатии...

Егор Кончаловский и президент «Казахфильма» Арман Асенов

Казахстанские кинематографисты видят будущее своего искусства в выходе на международный рынок, прежде всего, на аудиторию России. Как сказала Гульнара Сарсенова, председатель правления Центра поддержки национального кино республики Казахстан, «нас очень много связывает с Россией. Я здесь училась во ВГИКе, жила, у меня здесь до сих пор много друзей. Я считаю, что Россия - это тоже моя страна, и так думают очень многие в Казахстане. Поэтому мы очень хотим, чтобы и наше кино развивалось совместно друг с другом, и мы не теряли связей».

По словам Гульнары Сарсеновой, совместное с нашей страной кинопроизводство для Казахстана необходимо, ведь Россия – близкая, большая и самая благодарная киноаудитория. Не будем забывать, что такие проекты могут быть выгодны и как бизнес. «Так что, добро пожаловать на площадки «Казахфильма», давайте делать вместе хорошее кино!», - заключила Гульнара Сарсенова.

Кстати, сегодня законодательство Казахстана в области кинематографа очень привлекательно для инвесторов. Государство возвращает до трети затрат иностранным кинокомпаниям, работающим на территории Казахстана. Чем не мотивация? Недавно такой закон принят и в России, что позволяет нашим странам делать совместные кинопроекты в комфортных условиях. Президентами России и Казахстана подписан меморандум по гуманитарному и культурному сотрудничеству, что открывает новые возможности для кинематографистов.

Что же дальше? Среди планов – исторический фильм «Проклятие Тамерлана», производство фильмов-фэнтэзи на основе истории кочевников, продолжение кинолетописи о Великой степи. А сейчас Неделю казахстанского кино в Москве завершит исторический фильм «Томирис» - о царице саков, отразившей персидское нашествие в прошлую эпоху. Кстати, сборы в кинотеатрах от просмотра «Томирис» уже превысили ожидания.