Главная Культура 03:41 19 Июля 2011 2938
Сергей Лозница: «Очень тяжело снимать кино о войне в цвете»
Завтра режиссер нашумевшей ленты «Счастье мое» начинает репетировать с актерами свой второй фильм
Ольга Галицкая

— Есть такое устойчивое мнение, что второй фильм делать гораздо сложнее, чем первый. Первым еще можно как-то нечаянно всех поразить, а вот второй — это настоящая проверка для режиссера. А для вас существует проб-лема второго фильма?

— Я не думаю, что фильмы нужно делать для того, чтобы поражать, это не может быть целью. Для меня прежде всего существует тема, которая меня интересует, есть сценарий, ну, а все остальное — производство, просто работа.

— Что за тема волнует вас в новом фильме?

— У меня появляется новый герой, он попадает в безвыходную для него ситуацию и все-таки вынужден совершать выбор, чтобы остаться таким, какой он есть. В повести Василя Быкова «В тумане» есть фраза: «Человек не все может, иногда он не может ничего…» Вот это и есть точное определение темы.

То есть это будет очень пессимистичный фильм?

— Это зависит от того, как вы смотрите на жизнь. Если вы предпочитаете не видеть обстоятельств, которые сущест-вуют вне зависимости от того, пытаетесь вы их понять или нет, то пожалуйста — это ваш выбор. Но правильнее будет не закрывать глаза, не бояться думать.

— Кто продюсирует фильм?

— Те же кинокомпании из Германии и Голландии, которые делали «Счастье мое»; от России участвует кинопродюсер Валентина Михалева.

— Господдержку не пробовали получить?

— Нет. И господдержка тоже не пробовала к нем обращаться. Несмотря на то, что наш проект первым в России получил поддержку «Евримаж» (Eurimages — фонд поддержки международных кинопроектов при Совете Европы. — «Труд»), никто из Минкульта или из нового Фонда кино к нам интереса не проявил.

— Бюджет у нового фильма более серьезный, чем у дебюта?

— Почти такой же. Хотя мы сейчас будем снимать в Латвии — стране, которая дороже, чем Украина, с точки зрения съемочного процесса. Вполне возможно, придется сократить съемочный период с 35 до 27 дней, так что необходимо было особенно тщательно подготовиться. Я уже отобрал натуру — недалеко от Даугавпилса, практически на границе между Латвией и Белоруссией, все локации есть. Это места тихие, озерные, напоминают те, что описаны в повести Василя Быкова. Дикая природа, без признаков цивилизации, деревья там растут прихотливо, как хотят, камеру можно поворачивать на 360 градусов, что очень удобно. С 20 июля буду там два месяца репетировать с актерами, потом начнем снимать.

— Позвали кого-то из артистов, кто играл в вашем дебюте «Счастье мое»?

— А вы увидите. Сейчас преждевременно что-то говорить — сначала репетиции, потом уже будет утверждение на роли.

— Помню, вы рассказывали, что при подборе лиц даже на секундное появление в кадре фильма «Счастье мое» вам оказались неожиданным подспорьем картины Питера Брейгеля.

— А сейчас у меня все стены увешаны фотографиями людей времен войны. Пленные, военные, жители деревень и оккупированных городов. Они задают особый тон, весь настрой будущего фильма.

— Какие фильмы о войне на вас произвели самое сильное впечатление?

— «Иди и смотри» Элема Климова. Несмотря на то, что это цветная картина. Очень тяжело создать ощущение подлинности в цветном фильме о войне. Мы-то время воспринимаем в основном через хронику, поэтому, когда военное кино снято на черно-белую пленку, ему веришь сразу и безусловно. У Климова же цвет существует таким образом, что не разрушает правды. У него очень точно воссозданы интерьеры, одежда, поведение.

— Вы тоже будете снимать в цвете?

— Да, и мы будем добиваться определенной стилистики изображения, убирать все яркие цвета, снимать через фильтр, который отсекает рассеянный свет.

— За последнее время выпущены большие кинополотна о Великой Отечественной — «Брестская крепость», «Предстояние» и «Цитадель». Самим свои масштабом и размахом они претендуют на то, чтобы закрыть тему войны, создать исчерпывающее высказывание о ней. Как вы относитесь к такого рода кинематографу?

— Тему можно завершить только тогда, когда точно сформулирован вопрос. С этой точки зрения названные вами картины никакого вопроса не ставят. Особенно «Брестская крепость» — это имитация того времени, и не очень хорошая. «Утомленные солнцем» — довольно смешная картина. Там есть сцена, где все с палками и дрекольем идут на штурм цитадели, и непонятно, что же дает им возможность победить.

— По Михалкову, Бог хранит Россию — в этом все дело.

— Этого я не знаю, должна быть конкретная причина. Паучки, мышки, комар, который закрыл снайперу прицел, — это все фэнтези. Но в «Цитадели» есть и замечательные эпизоды, вспышки актерских удач. Например, где играет Роман Мадянов — это великолепно! Но все вместе не образует целостности. Картина претендует быть жанровой, исторической, еще какой то, но попадает в результате в щель между жанрами, вся структура начинает разваливаться изнутри.

— Какие вопросы вы попытаетесь поставить своим фильмом?

— Их море, этих вопросов. Меня, скажем, поражают такие подсчеты: в первые шесть месяцев войны в плен сдались 3,5 миллиона человек. Возникает вопрос — почему? Я могу догадываться об этих причинах — власть опротивела, никто не хотел ее защищать. Отношение к оккупантам поменялось в тот момент, когда очевидно стало, что пришли грабить, тогда уже началась народная война.

— У нас Великая Отечественная война — чуть ли не единственная святыня, праздник Великой Победы отмечается всеми, но все чаще приходится слышать, что тема эта надоела, все там давно понятно, и поэтому новые фильмы о войне никому не интересны.

— Стремление замять для ясности сложные исторические вопросы ни к чему хорошему не ведет. Пока все причины той мировой катастрофы не будут расследованы, до тех пор нерешенные вопросы будут исподволь влиять на сегодняшнее состояние страны. Потому что жертвы колоссальные — это серьезный рубец, он до сих пор лежит шрамом на всей российской территории. В Вологде, где я недавно побывал на фестивале Voices, видно, что город не был под войной. У него совершенно другое лицо, сохранились деревянные дома, уцелело население тех лет, хотя бы его часть.

— Кстати, о Voices, где вы были в международном жюри. Это фестиваль молодого европейского кино, где вам удалось посмотреть много дебютных фильмов. Какое впечатление?

— Высокий уровень мастерства — это главное. Очень хорошо играют актеры. Отлично работает камера. Звук продуман. Есть мощные картины, жесткие, выходящие за привычные рамки, ставящие вопросы остро, смело, это радует.

— А то, что все фильмы в основном мрачные, депрессивные, в них много жестокости, — как вы к этому относитесь?

— Видимо, это о чем-то нам говорит. Таково положение вещей. Не надо пугаться проблемных фильмов и тем. Вокруг этого строится режиссура; там, где нет конфликта, не получится серьезного разговора. Режиссер должен создать напряжение, тормошить, иначе кино не сработает.

Резюме «Труда»

Сергей Лозница, кинорежиссер

Родился в 1964 году в Барановичах (Белоруссия).

Учился в Киевском политехническом институте, окончил его в 1987-м. В 1991-м поступил во ВГИК, окончил в 1997-м.

Был сотрудником Института кибернетики (1987–1991). С 2000-го — режиссер Санкт-Петербургской студии документального кино. С 2001 года живет в Германии. Снял много документальных лент. Игровой фильм «Счастье мое» (2010) попал в главный конкурс Каннского МКФ-2010.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4456
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4008
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...