Законодатели после новогодних каникул продолжают фонтанировать буйными идеями. Одну из таких выдал на-гора депутат Госдумы Андрей Свинцов. Он предложил узаконить свой метод борьбы с подростковым алкоголизмом: приучать детей к потреблению «хороших спиртных напитков в домашних условиях». Логика тут проста: поскольку запретный плод всегда сладок, лучше уж пробовать его дружно, вместе с другими домочадцами. Они плохого не посоветуют!
Статистика детского алкоголизма в России неутешительна. Если в целом ситуация в последние годы выправляется и мы смогли наконец-то официально покинуть десятку самых пьющих стран в мире, то с подростками беда. Доступность спиртосодержащих напитков, хронические нарушения правил их продажи и слабый контроль правоохранительных органов привели к тому, что дети начинают пробовать алкоголь чуть ли не с пеленок. Каждый третий молодой человек и каждая пятая девушка в России в возрасте 14-15 лет имеют опыт возлияний. А смертность от отравления алкоголем в подростковой среде выше, чем от употребления наркотиков. Цифры эти вполне официальные.
Депутат Свинцов предложил воевать с нарастающей угрозой таким своеобразным образом: бить врага его же оружием. Вообще-то приобщение подростков к культуре пития, да не в подворотне, а в семье — новое слово в деле воспитания подрастающего поколения. До такого не додумались ни при проклятом царизме, ни при развитом социализме. Даже в пору президентства большого друга бутылки Бориса Ельцина больше полагались на запреты. А тут...
Тут есть ряд вполне практических вопросов. С какого возраста стоит начинать знакомство ребенка с волшебным миром алкоголя? А 100 граммов красного вина для 14-летнего парня — достаточная доза для приятного знакомства или добавить? И сколько раз в неделю проводить «уроки алкогольного воспитания»?
Одним из результатов такого «обучения», по мысли господина Свинцова, должно стать умение подростка отличать качественный алкоголь от суррогатного. Но тогда в учебный план нужно непременно вводить граппу, коньяк, виски и текилу. А для понимания разницы — настойку боярышника и лосьон лавандовый. Чтобы понять, надо сравнить. А чтобы сравнить, надо попробовать.
Заметим, что депутат, вольно или невольно, заложил в своей идее тикающий механизм развития алкоголизма. Начинаем с чего полегче, постепенно переходим на более крепкие составы и, в конце концов, укореняем привычку. А как объяснить тем же органам опеки разницу между «алкогольным просвещением» подростка и совместным распитием спиртного со взрослыми? Ведь сам факт может стать основанием для лишения «просветителей» родительских прав.
Наконец, мысль очевидная, почему-то миновавшая буйную депутатскую голову: институт семьи должен в первую очередь прививать детям культуру здорового образа жизни, желательно на личном примере родителей. Ну и уж совсем последнее: где миллионам российских семей, балансирующих у черты бедности или уже оказавшихся за ней, найти деньги на качественный алкоголь? Бутылка хорошего сухого вина сегодня стоит никак не дешевле 500 рублей. Придется повышать качество самогоноварения — специально для подрастающего поколения. Или — спрашиваю с замиранием сердца — предполагаются государственные субсидии?