Главная Культура 13:53 18 Ноября 2021 3365
Зачем Вертинский снял штаны?

Корреспондент «Труда» увидела на петербургской сцене много экспериментов, но мало открытий

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Сергей Азеев в моноспектакле «Интервью В.». Фото с сайта Театра ненормативной пластики

В театральном Петербурге премьера за премьерой. И все как на подбор с «выкрутасами». То бишь спектаклями, поставленными, похоже, исключительно чтобы шокировать и тем «войти в историю». Ну, или как минимум, шумно заявить о себе. Без шума, шока, скандала сегодня, похоже, никуда: такова мода!

Негосударственный Театр ненормативной пластики (ТНП) уже широко известен в узких кругах. Его режиссёр Роман Каганович – лауреат премии «Прорыв», номинант на национальную театральную премию «Золотая маска». Есть там и свой лидер – актер Сергей Азеев, чей талант особенно очевиден в моноспектаклях. Показывает свои работы ТНП в разных, как это теперь называется, пространствах. Иногда даже именитых. Как нынешней осенью, когда коллектив вошел в число победителей городского конкурса негосударственных театров «7 ярус», проведенного Александринкой.

Этот ярус – приспособленное изначально для репетиций, а теперь и для сценических показов помещение «под крышей» на 25-30 зрительских мест. Занавеса нет. Собственно, как и сцены. Её заменяет та часть площадки, которая не занята пришедшими на просмотр. Особо, конечно, не развернешься, но…

– Нам хватит! – оптимистично заявил Роман Каганович, приветствуя публику перед показом своей новой постановки «Интервью В.». – Сам факт, что мы играем в тех стенах, где творили Мейерхольд, Вивьен, Черкасов, вдохновляет и обязывает.

В основе пьесы «Интервью В.» книга легендарного отечественного артиста Александра Вертинского «Дорогой длинною». В ней собраны его письма, стихи, воспоминания. В Александринском театре есть свой «Вертинский. Русский Пьеро» с Николаем Мартоном в главной и единственной роли. Играет его 87-летний артист не первый год и не без успеха. Сравнение двух постановок казалось неизбежным. Однако обошлось благодаря интригующей «режиссерской находке» Кагановича.

Третий звонок. Пришедшие на представление отключают свои мобильные. Свет гаснет. Тишина в зале и на импровизированной сцене. Минута, три, пять… Но вот луч света одинокого софита пробивается сквозь мрак, высвечивая стоящего на стуле обнаженного мужчину. Немного помолчав, то ли к свету привыкая, то ли собираясь с духом, он начинает цитировать, как удалось понять не без труда, некое письмо. Постепенно переходит на крик. Кажется, что-то о любви к Родине, которую давно не видел, но очень хочет снова увидеть, о чем и просит советскую власть. От натужного крика быстро устаешь и переключаешься на обзор маячащего перед глазами нагого мужского тела…

Накричавшись и, наконец, одевшись, герой актера Азеева с помощью мимики и пластики мало-помалу овладевает вниманием собравшихся на интервью репортеров (зрителей). Тут и слов, в общем, никаких бы не надо. Но и с ними вышло в целом неплохо. Во всяком случае, силуэт родоначальника российской авторской песни обозначился к концу двухчасового действа довольно зримо.

И зачем тогда было раздевание? Однако у данного режиссера оно, похоже, любимое «изобразительное средство». Редкая его постановка обходится без публичной обнаженки. Не знает иного способа донести до зрителя искренность помыслов героя, чистоту его души? Путает эпатаж с гротеском? Или все дело в самом эпатаже, ставшем модной фишкой на российской сцене? Считается почему-то, что это привлекает в театр молодежь. Снимал же, в самом деле, с себя штаны на московский сцене режиссер Богомолов, подавая тем самым пример своим застеснявшимся было актерам. Не одну неделю шумела потом столица, скупая билеты на «показуху». Чем не пиар, да ещё халявный!

Модно нынче и переиначивать на современный лад исторические сюжеты пьес. Идешь, например, на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Театр комедии им. Н. Акимова, постановщик П. Сафонов, премьера 2020 года), а попадаешь на цирковое представление. От автора Бомарше только его фамилия и имена действующих лиц. Которых, едва появляются на сцене, накрывает плотная пелена пыли – её выбивает нескончаемыми прыжками по сцене приглашенный актер Евгений Стычкин (Фигаро). Кульбит за кульбитом – буквально! Уже через 15 минут после начала спектакля перестаешь понимать суть происходящего. Закрадывается совсем крамольная мысль: а думал ли об этой сути сам постановщик?

Модный – опять же! – в России болгарский режиссер Александр Морфов (был главным в питерском Театре им. Комиссаржевской, ставил в Москве) принял приглашение руководства петербургского ТЮЗа «поставить что-нибудь» по случаю грядущего в 2022 году 100-летия коллектива. Взялся за «Антигону». Где и когда её только не ставили у нас в стране, а также на Западе! Считается актуальной во все времена. Ведь в ней речь идет о любви. А еще больше о невозможности жить в условиях жестких правил, то есть о выборе человека оставаться свободным или приспосабливаться к тоталитаризму. Морфов в своем спектакле соединил пьесы древнегреческого автора Софокла, нашего французского современника Жана Ануя и произведения израильтянина Рои Хена.

Как, кстати, и кинорежиссер Владимир Бортко, после долгого перерыва вернувшийся к работе на сцене (первым опытом был «Эдип» в Эрмитажном театре). В основе его сценической работы те же авторы (кроме Р. Хена) с сюжетом о дочери царя Эдипа, решившей похоронить брата Полиникса, погибшего в братоубийственной схватке за власть, вопреки приказу своего дяди Креона, сменившего Эдипа на троне. За что должна быть казнена.

Морфов, репетируя, подчеркивал: наш спектакль не о политике, а о любви и страданиях. То есть не драма, как у авторов, а лирическая фантазия? И точно: на афише к его «Антигоне» обозначено: «Импровизация театра по пьесам…». Но тогда почему без характерного для данного жанра роскошных костюмов, сюжетного волшебства? Не считать же таковыми облачение артистов в современный фьюжен (кто в тунике, кто в костюме-тройке, чекистской кожанке или вообще полуголый) и гуляющего по сцене «живого трупа» в грязных бинтах, он же уставший ждать захоронения Полиникс. Феерический здесь разве что инструментальный ансамбль, услаждающий слух зала песнями «Битлз», джазом Луи Армстронга и собственной музыкальной импровизацией. Все смешалось – стили, традиции, времена и нравы.

Не феерия, а претензия на неё, по какой-то причине «съехавшая» в сторону фарса и растерявшая по дороге весь смысл. Невольно посочувствуешь актерам, старательно следующим воле постановщика. Трупа в ТЮЗе ровная, качественная. Как говорил когда-то Виталий Вульф – российский искусствовед, ведущий популярной телепрограммы «Мой серебряный шар» – о Людмиле Гурченко: «Она прекрасная киноактриса. Но в театре ей нужен режиссер, а не…» (следовала фамилия продюсера).

Мешанина и у Бортко, ставившего, по его словам, современную политическую драму, а выдавшего на гора только много шума. И больше, увы, ничего…

Может, правда все дело в моде? Ведь классика, говорят нам, зрителям, «продвинутые» режиссеры, нынче «не катит». Вариативность решений, слом стереотипов, парадоксальность – вот что самое нужно сегодня театру, настаивают они! Не трогать, не будить мысль, а лишь шокировать. Иными словами, лишь бы не было скучно? Ну так зачем за этим ходить в театр, если есть ближайший пивбар?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?