
24 августа, под занавес школьных каникул, в российский прокат выходит остросюжетный приключенческий фильм Ивана Архипова «Квест». Кино для семейного просмотра рассказывает о секретном лагере с учебными играми, смахивающими на тренинг спецназа, куда обеспеченные отцы двух не слишком воспитанных отпрысков отправляют их на исправление. Да еще спорят, кто из подростков «сломается» раньше. Но все идет не по плану: в конце смены несколько детей оказываются свидетелями преступления, а потом — заложниками бандитов. Вырваться из плена и найти дорогу домой им помогают дружба и взаимовыручка. Как подчеркивает режиссер, важность именно этих жизненных ценностей, наряду любовью к Родине и человеческим достоинством, не зависящим от принадлежности к тому или иному социальному слою, он старался донести до зрителей. А чтобы внимание публики не ослабевало, он щедро снабдил картину трюковыми моментами, вроде сцен с аквалангами и гонок на мото- и квадроциклах. О съемках фильма «Труду» рассказал сыгравший одну из главных ролей Роман Курцын.
— Роман, чем вас изначально привлек «Квест»?
— Иван Архипов — хороший человек и молодой режиссер, которому надо дать дорогу. Да и поддержку детского и юношеского кино считаю делом важным и правильным. Здорово, что сейчас у нас его становится больше: и сказки начинают снимать прекрасные, и другие жанры осваивают. Мне работа над «Квестом» далась непросто: надо было успевать то в Карелию, то во Владивосток, где я снимался параллельно. Пришлось пометаться между двумя неблизкими точками на карте. Надеюсь, все было не зря.
— «Квест» похож на какую-то картину из вашего детства?
— Вряд ли. Мое детство пришлось на 90-е, а та молодежь, для которой снимался «Квест», живет совсем в другом ритме. Если нынешние школьники посмотрят, к примеру, «Приключения Электроника», от которого их папы-мамы были в восторге, им это кино покажется неинтересным.
— Вы сами в летних лагерях бывали?
— Бывал — в спортивных, на сборах, а еще в военных, самых настоящих. У меня мама работала в училище химической защиты в Костроме, это мой родной город, где я, можно сказать, рос таким сыном полка — в школьном возрасте и в казарме спать доводилось, и кашу есть из общего котла с вояками, и тренироваться с ними. Зато в обыкновенные пионерские лагеря меня на лето не отправляли, о чем я очень жалел. Когда 1 сентября одноклассники рассказывали, как целый месяц проводили без родительского надзора, для меня это звучало как сказка, я очень хотел самостоятельности.
— А своих детей вы в лагерь отпускаете?
— Конечно. Недавно у меня сын вернулся из палаточного лагеря в Геленджике, организованного частной школой, которую я учредил. Он приехал совсем другим пацаном, повзрослевшим, более ответственным. Вот почему важно, чтобы дети побывали в подобных местах. Ведь родителям иногда проще самим за ребенка что-то сделать, чем уговаривать его, а в лагере этот номер не проходит. Там каждый четко знает, что, допустим, сегодня ему надо постирать вещи, прибраться. И еще лагерь учит коллективизму. Безусловно, очень важны индивидуальные способности и навыки, надо их поддерживать, по крайней мере мы в моей семье стараемся так делать. Но осознание, что есть команда друзей, и ты не можешь их подставить, — бесценно. Про это, кстати, и наш фильм. Так что я — целиком за детские лагеря. У нас же сейчас немного ванильные дети, мы трясемся за них: как это две или три недели ребенок будет без меня, не пропадет ли он там... А я думаю — не надо бояться воспитывать в детях самостоятельность.
— Кстати, как идут дела в упомянутой вами частной школе в Ярославле, где вы живете с семьей? Что толкнуло вас к ее созданию?
— Все хорошо. Уверен, мы разовьем наше дело, будем стремиться, чтобы школа воспринималась ребятами в первую очередь как сообщество творческих личностей, товарищей, друзей. Признаться, мне самому в детстве школа казалась каторгой. Я был не самым успевающим ребенком, особенно в первых трех классах, где учительницы сильно гасили индивидуальность. Потом перевелся в другую школу, где преподаватели предоставляли больше свободы, ее и закончил. Для меня сейчас главная задача — чтобы детям учеба была в радость. Мой сын с удовольствием встает утром и идет в школу. А когда я приезжаю забрать его после занятий, то иногда жду по часу, пока он со всеми наговорится, наиграется, доделает какие-то дела, которые его заинтересовали. Понимаете, ценно, что учителя стараются развивать индивидуальность и творческие наклонности каждого ребенка. Вот сын поглощает книжки тоннами, а математика у него не очень идет. Но никто его за это не ругает.
— В «Квесте» юнармейцы ходят в красных галстуках. Это намек на пионерию? Некоторые хотели бы сейчас ее вернуть. А вы?
— Галстуки — это стилистическое решение режиссера и художников по костюмам. Мода циклична, винтаж опять в цене. А насчет пионерии... Сам я пионером побывать не успел, и даже прием в октябрята закончился за год до того, как я в школу пошел. Возродить эту организацию, думаю, было бы неплохо, но, конечно, многое поменяв в соответствии с веяниями времени, чтобы все было стильно, модно и круто. И, самое главное, вступление в пионеры должно осуществляться по желанию, а не по принуждению.
Стиль для актера и человека Романа Курцына — тоже очень важная категория
— В фильме много каскадерских трюков...
— Сразу скажу: ни в одном из них я не участвовал. Редкий проект, где обошлось без физических подвигов. Вот у актеров-подростков, среди которых, открою секрет, есть мастера спорта, экшена хватало. И на долю моего коллеги Олега Тактарова, насколько понимаю, выпали драки, а вот я этой участи — бить и быть побитым — счастливо избежал.
— Какие локации «Квеста» больше всего впечатлили?
— Конечно, Карелия. Я с ней хорошо знаком, до этого снимался там в фильме «Пять минут тишины» про спасателей МЧС. Невероятной, завораживающей красоты природа! Моя ближайшая мечта — прыгнуть в дом на колесах и поехать туда отдыхать. Я как раз недавно с таким домом ездил на Кавказ.
— Соскучились по отдыху?
— Еще как! У меня такой график работы, что в этом году выпало 6 месяцев вообще без выходных. В июле я установил свой личный рекорд — 42 актерские смены, включая ночные...
— Неудивительно, что с вами так сложно созвониться. Хорошо, что нашли время для этого разговора!
— Так это ведь ради поддержки проекта, в котором снимаюсь, я всегда стараюсь на такие просьбы откликаться. А отпуск планирую заранее. До конца октября каждый день — съемочный, зато 1 ноября сразу месяца на три улетаю куда-нибудь отдыхать. Надо ведь набрать силы для будущего сезона, который где-то в марте начнется.
Какой только экстрим не доводилось испытывать персонажам Курцына
— Куда еще, кроме Карелии, собираетесь в этом году?
— Наверное, на Алтай. А может быть, по Краснодарскому краю недельки две поезжу, на Кавказ вернусь — мне там очень понравилось. Вообще люблю, где тепло. Тем более что отпуск на межсезонье приходится, когда хорошей погоды особенно не хватает.
— А как насчет досуга с детьми — на какие фильмы выбирались с ними в последнее время?
— К сожалению, с моим графиком трудновато частить с походами в кино. В последний раз были всей семьей на премьере мультика «Коты Эрмитажа», где я озвучивал героя. А что дети смотрят самостоятельно, даже не всегда знаю. Но новинки они не пропускают. Уверен, на «Квест» обязательно пойдут.
— Говорят, вы когда-то были поклонником фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» и хотели походить на его главного героя.
— Так и есть, этот образ невероятно меня впечатлил, в детстве я постоянно в него играл: связывал подушки — это был мой конь, у мамы брал шляпу с полями, вставлял перо... Но потом появились боевики 90-х, и мы с приятелями все стали Джеки Чанами и Ван Даммами. Картины с их участием, просмотренные на видеокассетах, и привели меня в профессиональный спорт, которым я стал заниматься параллельно с подготовкой к поступлению в театральный институт. Наверное, лет в 11 уже понял, что мне — туда.
Роман — не только актер, но и профессиональный каскадер
— Что бы вы пожелали себе, читателям, зрителям?
— Энергии и позитива. Чтобы свет в людях не гас. Ни в коем случае не унывать. И отдельно я бы обратился к родителям наших юных зрителей: нет ничего в жизни важнее и дороже наших детей. Через них мы вкладываемся в общее будущее. Надо их правильно воспитывать и собственным примером показывать, как строить жизнь. Дети — это те, кто останутся после нас, с ними следует быть максимально открытыми, честными и любящими. Тогда все будет хорошо у них и у всех. Давайте жить с этим ощущением. А сейчас извините, меня уже несколько раз требовали на площадку...