Главная Культура 01:39 17 Ноября 2011 2971
«Хороший рояль — как хороший коньяк!»
Композитор Евгений Крылатов — о своей жизни
Максим Володин

25 лет назад, в 1986 году, после выхода на экраны фильма «Гостья из будущего» в стране стала широко известна песня «Прекрасное далеко» в исполнении Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Помните чистые ангельские голоса и тенор девочки-солистки, выводящий: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…»? Музыку к этому псалму, чем-то похожему на «Аве, Мария», написал композитор Евгений Крылатов. Как сказал позже он сам, «это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».

Это он создал такие хиты, как «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Песенка о шпаге» («Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького:« — ее исполняет в фильме «Достояние республики» Андрей Миронов), музыку к трилогии «Трое из Простоквашино», а также мелодии к другим всенародно любимым фильмам и мультфильмам. Судьба самого Крылатова тоже похожа на известный киносюжет: в молодости приехал в Москву из-за Урала, добивался своего и в итоге стал знаменитым. Из семьи металлургов — в советские композиторы!

Слесарь и скрипка

— Как так вышло, Евгений Павлович, что вы, выходец из уральской рабочей семьи, стали композитором? Это случайность или чьи-то гены?

— Я родился под Пермью — там на металлургическом заводе дед работал сталеваром. Отец был слесарем, а потом — мастером на Мотовилихинском заводе. Мама в 15 лет пришла в город из деревни и стала заводской девчонкой. Вся моя родня — из рабочих, и только меня повернуло на путь творчества. Может быть, потому, что мама пела мне народные песни, а отец любил классику? Еще подростком, в 1924 году, он на первую получку купил себе скрипку и сам нашел преподавателя. Это в уральской-то глуши! До сих пор этот факт биографии отца приводит меня в трепет. А еще он неплохо играл на рояле и пел тенорком. Есть снимок: я сижу на стуле в матроске, а отец — за фортепиано. Он часто наигрывал «Чардаш» Монти.

— Очевидно, он был незаурядным человеком?

— Он был одаренной личностью и, может быть, поэтому несколько неадекватен в быту. У него были странности: например, он вел дневники на русском языке, но слова писал латинскими буквами. Почему, я так и не узнал. А еще он помнил дни рождения всех родственников до седьмого колена:

Мы жили в рабочем районе, удобства — на улице, до ближайшего колодца — 2 километра по непролазной грязи. В доме после войны было хоть шаром покати, но папа на последние деньги покупал пластинки — Шопена и Бетховена. Это были тяжелые виниловые диски, еще не долгоиграющие: если опера или симфония, то сразу на трех пластинках. Глядя на отца, я увлекся музыкой, слушал патефон, пробовал танцевать и не отходил от черной радиотарелки на стене. В 7 лет сам попросил у родителей, чтобы записали во Дворец пионеров учиться игре на фортепиано. А чтобы продолжать занятия дома (тогда еще у нас своего инструмента не было), вырезал из самоучителя схему клавиатуры и часами «играл» на ней в полной тишине. Тогда же начал сочинять первые музыкальные пьески.

— Что стало со скрипкой, которую купил отец?

— Это был редкий для тех мест инструмент немецкого мастера с резной головкой грифа в виде льва. Скрипка долго хранилась в доме, но однажды мой сын Павел случайно ее сломал: сел на диван — и прямо на скрипку! Ему было тогда 10 лет. До сих пор, вспоминая об этом, он расстраивается.

— Отец определил ваш музыкальный вкус и сыграл в вашей жизни ключевую роль. А мать?

— С мамой у нас была интуитивная связь, даже на расстоянии. Без нее я не смог бы выдержать первые годы в Москве. В 1968-м я перевез ее в столицу, а потом купил квартиру в том же Тушино. А спустя год на отдыхе в Крыму мне приснилось, что я нырнул, но оказался не в воде, а под землей, задыхался, пытался вырваться, всплывал — и все тщетно: Оказалось, что в ту ночь в Москве умерла мама. Это стало для меня тяжелым ударом... исчезло ощущение праздника жизни, беззаботности и легкомыслия. Мама умерла еще не старой — в 57 лет. Два года я не мог отойти от этого горя.

— Ваши родители были верующими?

— Мама крестила меня в раннем детстве, а потом приобщила к религии мою жену. Она, хоть и с оглядкой, ходила в церковь, а отец — нет, хотя по убеждениям он не был коммунистом и ненавидел советскую систему. Мама была очень верующей, знала молитвы, народные притчи, и я на этом вырос. И сейчас в моем доме на видном месте Библия и иконы — большинство из них подарили, кое-что я купил сам.

А вообще мой прадед по отцовской линии жил при церкви и пел на клиросе. Клирос — значит «крыло». А на Урале говорят «крылос». Вот отсюда и моя фамилия Крылатов.

Газеты на полу

— Вы приехали завоевывать столицу из Перми. Что для вас было труднее всего?

— Самое отчаянное время — после окончания Консерватории. У нас с женой не было прописки и жилья, мы обременяли знакомых, снимали углы. Когда родился сын, отдали его на три года моей маме. А вскоре вышел указ о расширении города Москвы, и я стал москвичом, но без жилплощади. Снова — частные квартиры, печное отопление, удобства на улице. К тому же мы ждали второго ребенка. В 1961 году я вступил в Союз композиторов. И произошло чудо: Тихон Хренников и Вано Мурадели помогли мне получить первую в моей жизни квартиру в столице. В 1965-м мы переехали в Тушино. Это был первый вздох облегчения: я перестал бояться милиции. А до этого чувствовал себя изгоем, все думал, донесут в участок. Поэтому когда мы с женой впервые вошли в новую квартиру, еще пустую, без мебели, то были потрясены. Постелили газету на пахнущий свежим лаком паркетный пол, легли на нее навзничь и долго так лежали, обнявшись.

Я очень поздно пробился. Много сил и времени ушло на выживание в Москве. Я лез, как росток из-под асфальта, но 10 лет ушли на борьбу. Первые успехи в музыке пришли в 36 лет — уже не мальчик: В 1968-м вышел мультик «Умка», за ним — «Дед Мороз и лето», в 71-72-м — фильмы «Достояние республики», «Ох уж эта Настя!» и «О любви». Я «попал в обойму» — получил признание у коллег-профессионалов.

— Как вы познакомились со своей женой?

— Это случилось в 1955-м в Московской консерватории. Я учился там вместе с Альфредом Шнитке и Алемдаром Карамановым (известным впоследствии симфонистом. — «Труд-7».). Это была дружная компания: Шнитке мы звали Альф, Караманова — Дарик или просто Дэ, композитора Эдуарда Лазарева — Эдл, а мне досталось прозвище Джиппи. Однажды я зашел к Дарику в общежитие, гляжу — в коридоре девушка. Спрашиваю: «Кто это?» — «Моя сестра Севиль». Этот факт — что у него, оказывается, есть сестра — меня поразил: я об этом ничего не знал!

— Было легко?

— Скорее наоборот. Я рано женился — в 23 года. Расписались мы на Рождество, 7 января 1957 года. А потом к нам пришли в гости Дарик и Альфред. Все прошло предельно скромно — мы были бедными студентами. А потом начались скитания по углам, безденежье, годы, ушедшие на выживание в Москве.

Ключи от рая

— У вашей жены красивое и редкое имя. Откуда оно?

— Севиль родилась в Крыму, она наполовину турчанка, как и ее брат Алемдар. Окончила юрфак МГУ, но не проработала по специальности ни дня. Ее отец, турок, был репрессирован в 1944-м и выслан в Казахстан. Эта строчка в анкете ставила крест на любых вариантах юридической карьеры. С тех пор как родилась дочь, жена не работает. Зато несет на своих плечах все заботы по дому.

— Это было ваше решение или ее? Можно было, наверное, найти работу, не связанную с юриспруденцией...

— Сначала это была жизненная необходимость: Севиль сидела с детьми, а я зарабатывал, исчезал на весь день, а ее оставлял на хозяйстве. Потом у нас на Тверской-Ямской началась творческая и «светская» жизнь. К нам приходили поэты, режиссеры, артисты. Все это легло на плечи жены.

— Какой путь по жизни выбрали ваши дети? Вы ими довольны?

— Самое главное, что они порядочные люди. Сын — киносценарист. Он отслужил в армии, работал таксистом, санитаром в больнице, потом поступил во ВГИК. По телевизору показывали фильмы по его сценариям — «Шуб-баба Люба», «Бабник», «Поворот ключа». Дочь Маша окончила Консерваторию, по профессии она музыковед. Маша собрала у себя дома большую библиотеку книг о религии, ездила в Израиль и к святым местам в Палестине. Как-то написала цикл сказок-притч на религиозную тематику. Я узнал об этом случайно и издал их отдельной книжкой под названием «Ключи от царства». Имеется в виду царство небесное.

Легенда «Артека»

— Творческая жизнь состоялась так, как вы хотели?

— Она прошла в основном в кинематографе. У меня были другие планы, но они пока не осуществились. Кино засасывает, оттуда страшно уйти, остановиться. Я писал музыку к фильмам — мультипликационным, художественным, документальным. Но я не только композитор-кинопесенник. Я сочинял и другую музыку, я автор одного, пусть и небольшого, детского балета. Он пять сезонов шел на сцене Большого театра.

— Рассказывают, что после одного из ваших концертов в «Артеке» вожатый дал детям письменное задание — ответить на вопрос: «За что вы любите мелодии Крылатова?» И один мальчик написал: «За стихи».

— Это правда. Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредст-венно.

— А как было написано «Прекрасное далеко»?

— Легко: сел за рояль да написал. И «Крылатые качели» тоже. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт. Хотя он человек странный и часто зря сам себя ругает. Мне долго пришлось доказывать, что он написал замечательные стихи «Крылатые качели». Он отпирался: «Это не мое. Мое — «Я с детства был послушным ребенком золотушным». И про «Прекрасное далеко»: «Там все — музыка». Я ему: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню!»

— Образ «Прекрасного далека» близок каждому человеку. Это «далеко» все-таки оказалось жестоким — по отношению к вам, стране, народу, тем же детям?

— Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее. Нельзя сказать, что в мире стало хуже, потому что в Америке взорвали два небоскреба, а у нас была война в Чечне. В 16 лет я не мог предполагать, что так сложится моя судьба. Я просто стремился к свету. И нашел его — в музыке.

«Крокодил» с клавишами

— Какой музыкальный инструмент вы предпочитаете?

— Я никогда не играл на балалайке, баяне, гитаре. Но очень люблю рояль. Не пианино, а именно рояль. В нем какая-то тайна, которой нет в других клавишных, и в электронных тоже. С детства общаюсь с роялем как с живым существом. В 14 лет в Перми получил в подарок от Управления культуры рояль-прямострунку — он был длинный, черный и похож на крокодила. На част-ных квартирах были только пианино из проката. А сейчас в моем кабинете «Аугуст Форстер». Хороший инструмент — как хороший коньяк.

— Но ведь вы же, кажется, не пьете.

— Уже больше 30 лет. Это было мое личное решение. Но и раньше старался не злоупотреблять, потому что боялся наследственности: за отцом такое водилось.

— И еще о творчестве. Забавно, когда читаешь: «записана кавер-версия «Прекрасного далека» или симпл «Лесного оленя». Как это вам? Вы сами-то эти термины понимаете?

— Я не переспрашиваю, чтобы не показаться невеждой. Говорю: ну да, кавер — значит, кавер. Может быть, от слова «каверза»? Но я горжусь тем, что ребятам, оказывается, нужны песни 70-х. Когда на рок-фестивале «Нашествие» хором пели «Лесного оленя», написанного в 1971-м, я, что называется, словил кайф.

Наше досье

Евгений Крылатов родился в 1934 году в городе Лысьва Пермской области. Автор музыки к более чем 140 художественным и мультипликационным фильмам. Работал с поэтами Беллой Ахмадулиной, Леонидом Дербеневым, Робертом Рождественским и другими. Лауреат Государственной премии СССР, премии имени Москвы, народный артист России.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?