Фото: Karl-Josef Hildenbrand/dpa, globallookpress.com

Отношения телефонных мошенников с их жертвами вышли на новый уровень. Злоумышленники нынче не только охотятся за данными банковских карт, но и мстят тем, кто с ними недостаточно доброжелателен или грозит обращением в полицию. В лучшем случае номер абонента поставят на автодозвон, в худшем — сделают его «подменным», и тогда у человека могут появиться проблемы с правоохранительными органами. Как же все-таки нужно себя вести в разговоре с жуликами?

Телефонные мошенники взялись за россиян с удвоенной энергией. Если с января по март хотя бы один подозрительный звонок успели получить 36% россиян, то к осени эта цифра двинулась уже к 50%. При этом злоумышленники стали действовать гораздо жестче по отношению к тем, кто с ходу дает жуликам от ворот поворот. «Ах, вы еще и грубите? Тогда держитесь!»

Что объяснить нетрудно: изобрести принципиально новые схемы мошенничества не удается, а к старым народ успел привыкнуть. Типичный разговор выглядит так: некий помощник некоего следователя сообщает вам, что с вашего банковского счета кто-то пытался умыкнуть деньги. Оперативники вовремя заблокировали счет, но, чтобы восстановить к нему доступ, нужно сообщить данные банковской карты...

Этот сценарный ход наученные горьким опытом россияне успели выучить наизусть. Кто-то сразу выключает телефон, кто-то не отказывает себе в удовольствии отправить «следователя» по известному матерному адресу. Интернет наводнен роликами, где граждане издеваются над злоумышленниками, изображая из себя бестолковых пенсионеров. Они по 15 минут диктуют данные карт, путаясь в цифрах, а потом предлагают незадачливому жулику вместе посмеяться. Да еще выкладывают видео на всеобщее обозрение.

Но... «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Порой такая пикировка завершается совсем не смешно. Если жулики понимают, что их намеренно водят за нос, они стараются в долгу не оставаться. И начинают мстить. Например, могут поставить номер бдительного абонента на автодозвон. И тогда на него обрушится шквал звонков, сбрасывать которые не имеет никакого смысла: принудительно завершив один вызов, придется сбрасывать следующий, следующий, и так в течение неопределенно долгого времени.

Говорю об этом не понаслышке. После одного из разговоров с очередными банковскими «безопасниками», в финале которого я пожелал господам арестантам хорошего сидения, мой телефон не умолкал минут сорок. Все стихло только после 59 неотвеченных вызовов.

Но это еще цветочки. Не так давно москвич Александр, как ему тогда казалось, очень удачно пошутил над злоумышленниками, надиктовав им данные банковских карт с огромным количеством ошибок. Весь спектакль был записан на видео, которое затем оказалось в Сети. Ролик быстро набрал популярность, но радость создателя этой «кинокомедии» была недолгой. Через несколько дней Александру стали звонить незнакомые люди, из разговоров с которыми он понял, что мошенники ввели его телефон в свою программу и теперь у новых жертв на экранах высвечивается номер Александра. Сделать с этим, к сожалению, было ничего нельзя, пришлось менять номер...

Как же избежать подобных неприятностей? Специалисты Центрального банка рекомендуют не затевать перепалок, а просто вешать трубку. Или вот еще совет моего знакомого:

— С начала года мне уже трижды звонили «следователи» — и все три раза, ссылаясь на занятость, я вежливо просил их вызвать меня для дачи показаний повесткой.

Понятно, не все готовы к вежливому диалогу с преступниками. Но иногда из двух зол приходится выбирать меньшее.